Мировой кризис на фоне пандемии коронавируса уже вызвал множество необратимых последствий. Стоит смириться с одной простой мыслью, которая крайне не хочет укладываться в голове: мир никогда не будет прежним и нам предстоит подстраиваться под его изменения.

Что это значит? Мировые валюты будут обесцениваться, а понятия ценности и комфорта будут подвержены метаморфозам. Все сферы деятельности бизнеса под прицелом последствий кризиса. Даже сфера IT- решений, вероятнее всего, окажется под ударом, невзирая на высокий спрос. Есть ли свет в конце кризиса? Конечно же есть. Будем верить прогнозам аналитиков, которые предсказывают, что аграрный сектор в меньшей степени пострадает от негативного влияния кризиса, поэтому инвестиции в этом направлении – хорошая мысль. Однако опять же не во все направления аграрной промышленности следует вкладывать деньги. Предпочтение нужно отдавать отраслям с высоким уровнем автоматизации.

Как объяснить простым языком последствия пандемии? Абсолютное большинство людей и компаний станет беднее. Необязательные и дорогостоящие продукты станут менее популярны, а продовольственные товары первой необходимости могут вырасти в спросе. Мировой рынок, на фоне закрытия границ и введения ограничений торговли, перестает быть мировым. Звучит странно, правда? Но уже сейчас возникают ситуации, когда из- за повышенного спроса цены на определенный товар взлетают до едва допустимых значений (как в ситуации с лимонами и имбирем), в то время как в другой стране этот же товар может продаваться по низкой цене, абсолютно невыгодной для ее производителя: страна ограничивает его экспорт, что в перспективе становится невыгодным для всех, а финансовый кризис приобретает ощутимые очертания.

С какими сложностями придется бороться?

В связи с мерами, направленными на борьбу с пандемией, нарушаются логистические пути поставок товаров: суда простаивают в течение многих дней, что приводит к порче продуктов. Это также касается железнодорожных и авиаперевозок. Производители продукции опасаются нехватки кадров для сбора урожая, так как до этого подобная занятость имела сезонный характер. Владельцы фермерских хозяйств могут столкнуться со сложностями в обеспечении полного цикла производства, что скорее всего приведет к снижению качества продукции и общей продуктивности предприятий.

Влияние коронавируса на отрасли сельского хозяйства

На какие сферы сельского хозяйства окажет влияние кризис в первую очередь? В первую очередь это коснется групп дорогих товаров и товаров с добавленной стоимостью. Например, может пострадать отрасль мясного производства, так как спрос на дорогие виды мяса существенно снизится. В сложившейся ситуации наиболее перспективной выглядит сектор птицеводства, так как птица – наиболее дешевый вид мяса. Также могут пострадать сегменты молочной отрасли, производящие дорогие сыры и прочие продукты премиум-сегмента.

Отрасль растениеводства будет развиваться неоднородно. Аналитики единогласно говорят о росте популярности продуктов борщевого набора, на фоне снижения общего достатка потребителей. Такая же ситуация будет складываться для производителей зерна и круп, спрос на которые растет каждый раз в кризисных ситуациях.

Тенденции, сформировавшиеся под влиянием кризиса

В первую очередь подверглась изменению культура потребления продуктов. Вырос спрос на те виды продукции, которые можно длительное время хранить дома, чтобы не ходить в магазины и снизить вероятность заражения коронавирусом. Это привело к тому, что в плюсе оказались продукты борщевого набора (картофель, морковь, свекла, лук, капуста), яблоки и цитрусовые. А в минусе группы скоропортящихся продуктов – томаты, огурцы, ягоды и зелень.

Повысился спрос на местные продукты с низким ценовым порогом, так как доходы потребителей уже снизились, многие лишились своих рабочих мест. Спрос на экзотические виды фруктов и овощей, спаржу, орехи и органическую продукцию также снижается. К сожалению, подобная тенденция будет усиливаться в ближайшее время.

Растет спрос на продукты, способные повышать иммунитет у населения: чеснок, лук, имбирь и лимон. Популярна продукция в индивидуальной упаковке, поскольку на первое место сейчас выходит общая безопасность человечества, а продукты в упаковке ошибочно принимаются потребителями как более безопасные.

Каналы и способы реализации продукции трансформировались

Многие рынки сбыта оказались потерянными из-за запретов в некоторых регионах на работу рынков. От подобных решений пострадали мелкие и средние фермерские хозяйства. В странах оказались заблокированы пути для импорта и экспорта, так как границы закрыты, а перемещение товаров через границу без человека невозможно. Растут цены на доставку овощей и фруктов из-за усложнений логистических путей. На первое место выходит продажа свежей продукции через интернет-пространство, как в сегменте B2B, так и в сегменте B2C B2B (от англ. business-to-business: «бизнес – бизнесу», – это продажи, в которых заказчиками выступают одни юридические лица, а поставщиками или подрядчиками другие юридические лица. B2C (business-to-consumer) – продажи и предложение услуг происходят в направлении от бизнеса к розничному потребителю). Быстрый переход бизнеса к полной цифровизации станет необходимой мерой.

Хочется сказать, что всем нам необходимо вкладывать больше сил и ресурсов на отслеживание меняющихся факторов. Меняется не только мир, но и мы сами, поэтому старые способы достижения целей и ведения бизнеса также должны подвергнуться изменениям.

НУЖНО ЛИ ПАНИКОВАТЬ?

Объявленная пандемия коронавируса уже сказалась на российской экономике и бизнесе. Возможно, вся эта ситуация с закрытием границ, аннулированием контрактов и задержками поставок продовольствия говорит нам о том, что нужно еще больше работать в сторону импортозамещения, выращивая как можно больше продукции именно для внутреннего потребления.

⠀Овощи и фрукты⠀

Согласно данным Россельхознадзора, мы остаемся импортирующей страной, покупая большие объемы сельскохозяйственной продукции. Только из Китая ежегодно к нам ввозится почти миллион тонн овощей и фруктов. Просто вообразите: доля китайского чеснока на российском рынке достигает 80%!

⠀Но еще в феврале этого года некоторые крупные торговые сети объявили, что приостановили поставки фруктов и овощей из Китая, другие пока только ищут возможности заменить эти поставки на продукцию других стран. Указывается, что в восточных регионах России уже отмечено повышение цен и нехватка некоторых продуктов питания.

⠀Мясо, рыба и молоко

⠀Отрасль животноводства по всему миру охвачена волнением. Задерживаются поставки рыбного сырья и птицы, снижаются цены и падает спрос на российский экспорт. Ситуацию усугубляет отсутствие достаточного количества холодильного оборудования для хранения всей задержанной продукции.

⠀Как и в ситуации с овощами и фруктами, Россия закупает импортное молоко, а индекс цен моментально среагировал на текущую ситуацию на рынке. По оценкам специалистов, ожидается, что и молочное сырье, и готовая продукция будут расти в цене.⠀

⠀Зерновые культуры

⠀Относительно зернового бизнеса специалисты спокойны. Да, сроки поставки зерна могут быть нарушены, но никакого негативного эффекта на общий спрос это не окажет. Вряд ли страны, закупающие российскую продукцию, решат, что в это время было бы целесообразным сократить количество, например, мукомольной пшеницы. Нет, скорее наоборот, предполагается повышенный спрос на зерно, а позитивная новость заключается еще и в том, что летом ожидается хороший урожай.

⠀Будем держаться!

⠀В заключение осветим одну интересную черту российского населения, отмеченную иностранными исследователями: среди всеобщего мирового волнения по поводу коронавируса жители России находятся в числе тех, кто менее всех подвергся панике. Возможно, события ХХ столетия и начала текущего так закалили нас, что никакие вирусы не кажутся нам

Добавить комментарий

Навигация по записям