Новая система выдачи льготных кредитов сельхозпроизводителям по ставке не более 5% напрямую через банковские организации заработала в регионах с началом активной подготовки к весенним полевым работам. Аграрии по всей стране могут получить кредиты на общую сумму 240,17 млрд руб., из них краткосрочных кредитов – 129,46 млрд руб., инвестиционных кредитов – 110,71 млрд руб.

По данным Минсельхоза РФ, соглашения о предоставлении субсидии заключены с 10 уполномоченными банками, отобраны еще 15 региональных банков. Фермеры, крупные сельхозпроизводители и банкиры уже успели оценить преимущества и недостатки нового механизма. Среди преимуществ они отмечают низкую ставку кредита и уменьшение бюрократических проволочек при его получении, среди недостатков – высокий процент отказов и бессистемность распределения средств. При этом эксперты указывают, что резкий переход на новый механизм кредитования стал шоком для всех: пилотный проект, который толком не успели опробовать, превратился в испытание и для банкиров, и для аграриев.

Быстрее и проще

С 2017 года в России полностью изменилась схема финансовой поддержки предприятий агропромышленного комплекса. Раньше аграриям приходилось получать кредиты в банках под коммерческие проценты, а затем подавать заявку в региональные министерства на субсидирование процентной ставки и ждать возмещения из бюджета. Теперь агробизнес может получить деньги под 5% годовых прямо в банке, главное условие – отвечать критериям добросовестного налогоплательщика, не иметь просрочек и не быть банкротом. Однако есть нюанс: после того как банк одобрит кредит, свое положительное заключение должен дать и федеральный Минсельхоз. Только после этого компания или предприниматель получат средства.

Главное преимущество, которое отмечают аграрии, – это устранение волокиты. «На мой взгляд, это более понятная система, деньги гонять не нужно. Допустим, раньше мы брали кредит под 12-15%, потом проценты платили банку, потом субсидии получали от государства и лишь затем направляли их на оплату кредита», – пояснил гендиректор Лабинского маслоэкстракционного завода Иван Артеменко.
Банкиры разбираются в нюансах

Однако не везде прямая система льготного кредитования сельчан работает так эффективно, как хотелось бы: деньги дают не всем и не столько, сколько просят аграрии. Например, на Дальнем Востоке Сбербанк из 45 кредитных заявок от представителей малого и микробизнеса АПК принял положительное решение только по 18. А последующее одобрение Минсельхоза РФ получили лишь 10 сделок на сумму 121 млн руб. Заявки на льготные кредиты в ВТБ на Дальнем Востоке подали 33 предприятия АПК на общую сумму 7,9 млрд руб. Но, как рассказала замуправляющего филиалом ВТБ в Хабаровске Юлия Воробьева, «одобрение от министерства получено пока только по 4 заявкам на сумму порядка 400 млн руб.».

Министр сельского хозяйства Ставропольского края Владимир Ситников сообщил, что общая потребность в кредитных ресурсах АПК края составляет 46 млрд руб. Но, по данным краевого минсельхоза, уполномоченные банки (Сбербанк, Россельхозбанк и ВТБ) направили в федеральное аграрное ведомство только 158 заявок по кредитам на сумму 14,5 млрд руб., а положительное решение из них получили лишь 47 аграриев на общую сумму 1,8 млрд руб., остальные до сих пор находятся на рассмотрении.

Тревогу забили уже и федеральные чиновники. «К моим коллегам-депутатам начали поступать сигналы от руководителей сельхозпредприятий об отказах банков предоставлять льготные займы», – говорит депутат Госдумы и экс-министр сельского хозяйства Пензенской области Иван Фирюлин.

Сработал принцип «Кто успел, тот и взял»

Начальник управления сельского хозяйства Липецкой области Олег Долгих считает, что пока кредиты получили те компании, прибыль которых и так заведомо выше, чем у производителей молока и мяса, то есть у несущих социальную нагрузку. «Сработал принцип – кто успел, тот и съел. Кто первым получил одобрение, тот и с кредитом. В этом и есть главная проблема новой схемы», – полагает он.

По мнению чиновников на местах, банки выдали первые льготные кредиты не тем, кто в них более нуждался, а своим «якорным» клиентам – предприятиям с большой рентабельностью и доходностью. «Понятно, что банк за такого клиента борется и ему предоставляет кредит. Новая система кредитования, и это власти не скрывают, должна разогнать конкуренцию среди банков – и это получилось», – считает Долгих.

Однако при таком подходе принцип справедливого распределения «недорогих» кредитов был нарушен, уверены участники рынка. Среди тех, кто считает новый механизм распределения господдержки непрозрачным, и сами агрокомпании. Например, ГК «Дамате», которая занимается переработкой молока и мяса птицы в Пензенской и Тюменской областях, считает, что в 2017 году получила льготных кредитов намного меньше, чем могла бы.

«Министерство сельского хозяйства РФ одобрило нам получение льготного кредита на сумму 900 млн руб., но это лишь 9% от запрашиваемой суммы. Потребность в инвестиционных кредитах для реализации проекта строительства комплекса по выращиванию индейки на 2017 год составляет более 9,3 млрд руб.», – рассказал заместитель гендиректора ГК «Дамате» Андрей Григоращенко.

Денег на всех не хватит

Министр сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин уверен, что результаты запуска новой системы кредитования агробизнеса пока неутешительны: «дешевыми деньгами» хотят воспользоваться все хозяйства, но получает их лишь треть от заявившихся. «Только с 1 февраля начала действовать эта программа, а льготный кредит повлек ажиотажный спрос. Многие сельхозпроизводители хотят или перекредитоваться, или получить деньги, которые у них лежат на депозите», – говорит он. При этом региональные власти не скрывают, что потребность в льготных кредитах примерно на треть выше, чем тот лимит субсидий, который одобрен Минсельхозом РФ. К примеру, потребность Тамбовской области в них составляет почти 17 млрд руб., и более 10 млрд нужны на весенние полевые работы. «Но в итоге было одобрено льготных кредитов на 5,8 млрд руб., что составляет лишь 34% от потребности региона», – сетуют в региональном минсельхозе.

Помогут коммерческие кредиты

С учетом того что все потребности аграриев закрыть льготными кредитами не получится, многим из них придется воспользоваться обычными коммерческими займами. Сейчас они доступны сельчанам под 11-12% годовых.

Как заверяют чиновники, трудности с льготным кредитованием не должны поставить под угрозу ход посевной кампании, поскольку те, кто не получил льготные кредиты, активно пользуются коммерческими займами: «В текущем году в Краснодарском крае объем кредитов на сезонные полевые работы вырос в 2 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, что говорит о том, что процесс кредитования проходит успешно», – рассказали в местном минсельхозе.

Схему отработают к 2018 году

Чиновники от сельского хозяйства на местах и банкиры сходятся в том, что новый механизм будет пробуксовывать в первый год, но его надо отработать, чтобы затем эффективно и быстро кредитовать аграриев.

По мнению гендиректора агрохолдинга «Равис – птицефабрика Сосновская» из Челябинской области Андрея Косилова, при переходе на новую систему государство должно учесть еще несколько моментов. «Во-первых, все процедуры должны действовать в сроки, прописанные нормативными документами. Во-вторых, государство должно строго следить за тем, чтобы субсидии были доступны всем участникам рынка в равной степени», – отметил Косилов.

Региональным министерствам вернут полномочия

В том, что механизм льготного кредитования должен совершенствоваться, уверен и губернатор Тамбовской области Александр Никитин. По его мнению, необходимо предусмотреть передачу полномочий субъектам РФ и предоставить им право самим одобрять заемщиков по краткосрочным кредитам. Позиция местных чиновников такова: на местах лучше знают, какие хозяйства в ближайшем будущем введут в оборот новые земли, кто собирается осваивать новую продукцию, а кто просто прикрывается бумагами, чтобы получить кредиты под опустевшие коровники или теплицы. Поэтому участие в отборе претендентов на получение кредитов под ставку не более 5% должны принимать и региональные чиновники от АПК.

В Министерстве сельского хозяйства РФ о проблемах с внедрением новой схемы льготного кредитования аграриев знают. «Мы сейчас видим, что региональные власти были исключены из этого процесса. Министерство сельского хозяйства РФ тоже не влияет на отбор получателей, а лишь проверяет целевое назначение кредитов. Полная самостоятельность банков в этом вопросе оказалась не отражающей реальную аграрную политику каждого региона», – отметил первый замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов. По его словам, в ближайшее время Минсельхоз РФ внесет изменения в существующий порядок, где приоритет региональных властей будет восстановлен.

Российский аграрный портал

Добавить комментарий

Навигация по записям