В январе этого года состоялся IV Всероссийский форум семейного предпринимательства «Успешная семья – успешная Россия». 

Присутствующий на открытии премьер-министр Михаил Мишустин, выступая перед собравшимися, сказал:

Правительство поддержит семейный бизнес на селе– Семейный бизнес является основой экономик многих стран. Именно такие компании составляют две трети от общей численности предприятий во всем мире, обеспечивают от 70 до 90% годового глобального валового внутреннего продукта и от 50 до 80% занятости. Для западных экономик строить семейное дело – это обычная практика. Именно из таких небольших предприятий выросли целые корпорации. В России ситуация несколько отличается. Семейный бизнес у нас моложе. Хотя раньше, если вспомнить, в XIX-XX веках, развитие нашей страны определяли как раз семейные подряды: торговые и промышленные, малые производственные мануфактуры, которые впоследствии стали крупными заводами и фабриками. Теперь такие традиции возрождаются. По данным Торгово-промышленной палаты, примерно три четверти всех малых и средних компаний России – именно семейные предприятия, которые достигли серьезного уровня благодаря упорному труду всех членов семьи. Это могут быть фермерские хозяйства, мебельные цеха, частные пекарни и магазины.

– Вы сами создаете фамильные бренды и стремитесь к тому, чтобы начатый вами бизнес динамично развивался, а ваши внуки и правнуки его с гордостью продолжали. Большинство семейных предприятий относятся к малому и среднему бизнесу и могут рассчитывать на соответствующую государственную поддержку. Таких мер сегодня в стране немало, а дополнительные были введены по поручению Президента из-за распространения коронавируса. Это в том числе и программа льготного кредитования «ФОТ 2.0», которая пользовалась огромным спросом. По ней компаниям, сохранившим занятость, было списано более 430 млрд рублей. На смену ей пришла программа «ФОТ 3.0», кредит по которой можно было получить до конца прошлого года.

В качестве еще одной антикризисной меры – в позапрошлом году правительство для всех субъектов МСП снизило размер страховых взносов с части зарплат, которые превышают минимальный размер оплаты труда. Это было поддержано Президентом. Решение было непростое. Раньше было 30%, теперь – 15%. Это решение позволило малому и среднему бизнесу в прошлом году сэкономить около 480 млрд рублей. Такая мера сохранится и в будущем.

– Сегодня на встрече с предпринимателями мы говорили о том, что не все смогли воспользоваться господдержкой для отраслей, пострадавших из-за коронавируса, – поскольку по коду ОКВЭД не относились к таким предприятиям, хотя по факту могли проходить по всем критериям. Правительство уже решает эту задачу. Подготовлена Концепция по совершенствованию порядка применения кодов ОКВЭД. Предпринимателям станет проще определять основные и дополнительные виды экономической деятельности. Новый подход упростит существующие процедуры для бизнеса.

– Планируется внедрить специальные сервисы, которые будут разработаны Федеральной налоговой службой. Это позволит сделать систему более четкой и понятной. Сейчас сектор малого и среднего бизнеса восстанавливается. В реестре субъектов МСП зарегистрировано свыше миллиона вновь созданных в 2021 году предприятий, то есть на 20% больше, чем на начало прошлого года. Это говорит о том, что деловая активность возобновляется.

– Вопросами, которые волнуют небольшие компании, правительство занимается на системной основе. О том, какие шаги нужны, чтобы такой бизнес и дальше развивался, подробно говорили на заседании правительственной комиссии в конце прошлого года. Мы продолжим помогать предприятиям. Прежде всего – в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». На его реализацию в бюджете на текущий год заложено около 65 млрд рублей. Больше половины из них – 36 млрд рублей – пойдет на льготное кредитование. Уверен, что многие из вас такой возможностью воспользуются.

– А чтобы вам и тем, кто пока только планирует открыть свое дело, стало проще ориентироваться в существующих мерах поддержки, мы создаем цифровую экосистему для малых и средних предпринимателей. Через такую платформу можно будет дистанционно получать помощь и пользоваться специальными сервисами, подобрать кредиты и оформить на них заявку. Уже с февраля запустим ее в пилотном режиме.

Руководители Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС рассказали и о том, как власть может повысить значение сельских семейных хозяйств в развитии страны.

Василий Узун, главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС, профессор, доктор экономических наук:

– Семейные хозяйства являются основными производителями сельскохозяйственной продукции почти во всех странах мира. В мире насчитывается более 608 миллионов семейных фермерских хозяйств, за которыми закреплено 70–80% всех сельскохозяйственных угодий мира, и производят они около 80% мировых продуктов питания в стоимостном выражении. Преимущественная роль несемейных ферм или корпоративных форм организации сельскохозяйственного производства сохраняется лишь в отдельных постсоветских и латиноамериканских странах.

В России, по данным сельскохозяйственной микропереписи 2021 года, за крестьянскими личными подсобными и садоводческими хозяйствами было закреплено 77 миллионов гектаров сельхозугодий, а за сельскохозяйственными объединениями – 117, из них 20 миллионов – за микропредприятиями. При этом микропредприятия по существу являются семейными хозяйствами, а земля фактически распределилась между семейными и корпоративными хозяйствами поровну.

В соответствии с программой ООН «Цели устойчивого развития 2030» семейный сельскохозяйственный бизнес рассматривается как один из важных рычагов поддержания доходов сельских жителей. Особенностью России, как в советский, так и постсоветский период, была достаточно высокая доля натуральных поступлений продукции личных подсобных хозяйств в расходах сельских семей на продовольствие. В 2010 году она составляла 23,4%, в 2020 году – уже 16,7%.

Надо понимать, что такие хозяйства эффективны при наличии у хозяина основной работы в селе. При потере основной работы обеспечить прожиточный минимум только за счет личного участка удается очень немногим семьям. В этой ситуации жители покидают село или переходят на маятниковую миграцию. В изменившихся условиях необходима выработка новой политики развития сельского семейного бизнеса: поддержку личных подсобных хозяйств (ЛПХ) целесообразно дополнить формированием крупных форм технологически совершенного семейного бизнеса, которые будут эффективны и помогут сохранить прежние объемы производства в личных хозяйствах, сдержать миграцию сельских жителей.

Наталья Шагайда, директор Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС, доцент, доктор экономических наук:

– Крупные ЛПХ могли перерасти в зарегистрированные предпринимательские формы ведения сельскохозяйственного бизнеса. Собственно, часть их уже занимается регулярным предпринимательством. По материалам переписи, существуют хозяйства с десятками голов скота. Почему они не переходят в зарегистрированное предпринимательство? Для перерастания подсобного хозяйства в семейные формы предпринимательства нужно многое, в том числе снижение барьеров для ведения малого бизнеса, дополнительная мотивация перехода в зарегистрированное малое предпринимательство. Конечно, нужна еще картинка будущей жизни в селе, вера в то, что сельская территория будет развиваться.

В этом направлении правительством уже делаются шаги. Появилась, например, возможность регистрироваться самозанятым и подтверждать получение дохода через приложение в мобильном телефоне. Но в самых удаленных уголках нашей страны мобильная связь и интернет иногда работают ненадежно. Поэтому было бы полезно подумать о возможности продажи патентов на почте, когда предприниматель покупает на сумму планируемой выручки от любой деятельности в рамках закона, которую он осуществляет в своем хозяйстве, патент, заполняет отрывной талон и отправляет его назад – в отделение налоговой службы. На этом его взаимоотношения с государством заканчиваются до конца года, когда уточняется сумма дохода и на почте же отправляется недоплаченный налог. Было бы полезно еще полностью оставлять этот налог в сельской администрации. Это будет удобно для жителей и повысит привлекательность сельского населенного пункта.

Думаю, что надо взять за правило оказывать помощь сельским семьям в оформлении участков в счет земельных долей или в государственной и муниципальной собственности в случае регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Немаловажным является поддержка всякого рода кооперационных взаимодействий владельцев ЛПХ с фермерами, которые возьмут на себя координацию для производства по одной технологии работ на личных участках или мелких КФХ. Такой опыт в стране есть– например, в станице Должанская Краснодарского края, когда такому опорному фермеру была оказана господдержка для покупки трактора. Теперь он обрабатывает участки почти 40 владельцев ЛПХ. Таким же образом можно поддержать производство картофеля, овощей. Здесь нужен не только трактор, но и поддержка в строительстве хранилищ на таких участках.

Целесообразно внесение поправки в федеральный закон о крестьянско- фермерских хозяйствах, ограничивающей число наемных работников. Думается, что число наемных среднегодовых работников не должно превышать число членов КФХ. Сейчас такого ограничения нет.

Личные хозяйства, КФХ и в целом субъекты малого предпринимательства – это чрезвычайно важные элементы продовольственной цепочки, повышающие ее устойчивость в разных критических ситуациях. Они важны для того, чтобы сельские территории оставались заселенными, а сельчане могли получать доходы, достаточные для достойной жизни. В этой связи обсуждение вопросов на уровне премьер-министра – от узких (как поддержать ЛПХ) до широких (как обеспечить сельское развитие) – являются весьма важными и актуальными.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА «УСПЕШНАЯ СЕМЬЯ – УСПЕШНАЯ РОССИЯ!» ПРОВОДИТ ТОРГОВО- ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ТРАДИЦИОННО ОН СОБИРАЕТ НА СВОИХ ПЛОЩАДКАХ НЕ МЕНЕЕ 3 ТЫСЯЧ СЕМЕЙНЫХ КОМПАНИЙ ИЗ 85 РЕГИОНОВ СТРАНЫ. 

ЗАДАЧА ФОРУМА – ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА КАК ОДНОГО ИЗ НАИБОЛЕЕ УСТОЙЧИВЫХ И СТАБИЛЬНЫХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ, ПРИДАНИЕ ЕМУ ОСОБОГО СТАТУСА, А ТАКЖЕ ДЕТАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ.

Добавить комментарий

Навигация по записям