Ухабы сельхозкооперации – как их преодолеть

14 ноября в Госдуме состоялись парламентские слушания «Законодательные аспекты развития сельскохозяйственной кооперации», организованные Комитетом по аграрным вопросам. Ввиду злободневности темы публикуем фрагменты стенограммы (в сокращении), предоставленные аппаратом комитета.

Заместитель министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев: 

– Чтобы кооперативное движение развивалось на территории страны, мы, конечно, должны понимать точки роста. Откуда взять потенциальных участников кооператива? У нас достаточно большое количество ЛПХ, которые в действительности представляют укрупненные формы хозяйствования. Мы их уже с большой натяжкой можем называть ЛПХ. Но для того чтобы обеспечить мягкий, комфортный переход в организованные формы, мы с вами должны предпринять несколько базовых шагов. Конечно, это налоговые льготы и послабления. Должна быть определенная амнистия и каникулы, для того чтобы не взимать вообще никаких налоговых сборов. 

Речь должна идти о каникулах с точки зрения контрольно-надзорных мероприятий относительно малых форм, потому что, конечно, неправильно, если ЛПХ сегодня будет организовано в какую-то правовую правильную форму и мы начнем проверять. Раз в квартал приходить, смотреть и создавать неудобства для бизнеса. Поэтому мы сегодня спланировали законопроект, который позволяет выйти на очень правильный результат, для того чтобы этот переход был мягким и комфортным. 

Мы подготовили еще один очень важный инструмент. Это карта инвестиционной привлекательности АПК по разным отраслевым направлениям. Там есть конкретные финансово-математические модели, которые рассчитаны с точки зрения правильной маржинальности, доходности. Они все сопряжены с палитрой мер господдержки. 

Отдельного внимания заслуживает, как я уже сказал, налоговое регулирование, но вместе с тем необходимо внести изменение в главу 30 Налогового кодекса и целесообразно внесение изменений в главу 25 Налогового кодекса на прибыль с организаций. 

Мы сегодня МФХ допустили до всех базовых инструментов, которые связаны с экспортом. Это компенсация железнодорожного тарифа в структуре провозной стоимости. У нас есть отдельное постановление, которое компенсирует до точек экспорта провоз продукции целиком, именно для кооперативов и организованных форм. Мы отдельно для МФХ подготовили раздел, который позволяет гармонизировать базу стандартов и требований по аналогичной продукции на тех рынках, куда мы собираемся ее поставлять. 

И последнее. Несмотря на то что мы имеем серьезные рекорды по разным направлениям, мы продолжаем везти 80% семян картофеля на территорию страны, 98% семян сахарной свеклы. То же самое по овощной группе. Когда мы говорим про мясо курицы, мы имеем 115% самообеспеченности, но забываем сказать, что 98% инкубационного яйца завозим из-за границы. 

В таких направлениях, как селекция, генетика, племенное дело, и во всем, что связано с научным обеспечением, остается достаточно большое количество проблем. Поэтому мы утвердили федеральную научно-техническую программу «Развитие сельского хозяйства до 2025 г.», где определили важные приоритетные направления. 

Владимир Плотников, первый заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам ГД: 

– 80% всех товаропроизводителей Европейского союза находятся в кооперативных объединениях. Мы неоправданно слабо объединены в кооперативы. Почему так происходит? Потому что имеются, во-первых, противоречия в законодательстве. Во- вторых, нет понимания, что кооперация действительно ресурс, который позволит увеличить производство и развивать сельские территории. 

50-я статья Гражданского кодекса нарушает основополагающие принципы кооперации, запрещает распределять доходы членов кооператива. Мы – члены аграрного комитета написали поправку в Гражданский кодекс. Минсельхоз поддерживает. Центральный банк поддерживает. Не поддерживает только Министерство юстиции. Это лежит в основе отрицательного заключения правительства. Непонятна такая позиция. А сейчас тем более непонятна: президент в майских указах прямо ставит задачу – развивать кооперацию. М.И. Туган- Барановский писал, что «кооперативное предприятие создается не для получения прибыли на вложенный капитал, но для увеличения благодаря общему ведению хозяйства трудовых доходов членов кооператива или уменьшения их расходов на потребительские нужды». 

Еще одна, 123.1 статья Гражданского кодекса также препятствует развитию кооперации. Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан. Юридические лица согласно этой записи создавать кооперативы не могут. Почему? У нас десятки тысяч фермерских хозяйств являются юридическими лицами. И мы должны всё сделать для того, чтобы как раз их вовлечь в кооперативное движение. Они – основной фундамент. Есть и крупные личные подворья. Бережно надо к ним относиться. Не обкладывать их налогами, что недопустимо в принципе, а вовлекать в кооперативные объединения, для того чтобы они повышали свою конкурентоспособность. 

Существенной доработки требуют и нормы, регулирующие деятельность сельхозкооперативов в Налоговом кодексе. В частности, в статье 342 (в пункте 2) говорится: сельскохозяйственные потребительские кооперативы признаются сельскохозяйственными производителями, если доля доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства, а также от выполнения работ для членов данных кооперативов составляет не менее 70%. А в законе о развитии сельскохозяйственной кооперации норма – 50%. В законе о развитии сельского хозяйства – тоже 70%. Опять-таки противоречие. Мы должны законодательно какую-то одну цифру записать, чтобы никто не спекулировал на этом. 

Сельскохозяйственные организации освобождены от уплаты налога на прибыль, а кооперативы платят. Помимо прочего, налог на прибыль взимается с имущества. Даже с имущества, которое безвозмездно передается кооперативу его членами. И даже со средств, направленных на формирование резервов. 

Еще одна чувствительная тема – это взимание налога на добавленную стоимость при реализации сельхозпродукции. Если она закупается у сельскохозяйственных производственных кооперативов – одна ситуация. А если эти сельскохозяйственные кооперативы состоят из членов, которые работают по единому сельскохозяйственному налогу, возникает целая проблема. Особое внимание привлекает вопрос о выплате дивидендов, получаемых членами сельскохозяйственных кооперативов. Здесь также нет единого понимания и подходов. 

Необходимо создание постоянно действующей межведомственной рабочей группы по совершенствованию законодательства по кооперации, чтобы туда вошли все министерства, ведомства, Центральный банк, Минэкономики, Минсельхоз. Нам необходимо создать дорожную карту и поэтапно решать правовые вопросы развития кооперации. 

Павел Косов, гендиректор Рос- агролизинга: 

– Росагролизинг подготовил свою программу, которая действует чуть более года и имеет некие, даже более льготные параметры, чем тот федеральный лизинг, который мы продвигаем на рынок. Это ставка вознаграждения 1,5-3,5%, аванс от 15%. Это меньше, чем в рамках нашего стандартного федерального лизинга. Срок лизинга – до 10 лет. Насколько мне известно, ни одна лизинговая компания таких сроков не дает, и ставок таких, как мы, никто не дает. Периодичность платежей: ежемесячная и ежеквартальная, гарантийного обеспечения не требуется. 

Программа включает четыре основных направления. Первое – развитие машинно-технологических компаний (МТК). Это по сути дела реализация продукции сельхозмашиностроителей для МТК, которые продают не технику сельхозтоваропроизводителю, а услугу. Это очень востребованный продукт, потому что позволяет сельхозпроизводителям экономить достаточно большой объем средств. Второе направление – лизингоперерабатывающее оборудование. Третье – поставка средств производства для обновления производственной базы кооперативов. 

Следующий момент: в рамках программы сельхозкооперации даются более выгодные условия. Но есть пара нюансов, на которых надо остановиться. Льготный лизинг ограничен возможностью его дополнения другими формами господдержки. Наше доступное «длинное финансирование» не может в полной мере быть использованным с другими мерами господдержки. Еще одно узкое место – это реализация самой программы развития сельхозкооперации. Она предусматривала софинансирование со стороны бюджета в размере 3,9 млрд руб., но целевое финансирование на текущий момент не выделено. При этом необходимо понимать, что у Росагролизинга существенно меньше пространства для маневра в случае, если мы реализуем его только за счет собственных средств. 

Сама программа рассчитана на три года, до конца 2020-го. Она рассчитана на 2,5 млрд руб. На сегодня вложено 3 млрд, в основном в МТК. Соответственно, 2019 год будет определяющим. 

Виталий Пашин, член аграрного комитета ГД (фракция ЛДПР): 

– В России насчитывается 200 тысяч фермерских хозяйств, 23 миллиона граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, 5500 сельскохозяйственных кооперативов. И только 2% фермеров являются членами кооператива. Одна из главных проблем, с которой сталкивается большинство фермеров, – это реализация своей продукции. Перерабатывающей компании выгодно покупать большие объемы продукции по оптовым ценам у крупных производителей. У мелких фермеров большая конкуренция, рынок занимают крупные торговые сети, агрофирмы и холдинги. Фермер может конкурировать по качеству, но объемы выпускаемой продукции не позволяют влиять на рынок. 

Остро стоит проблема перекупщиков. Фермеры и кооператоры за реализацию своей продукции получают малую долю той цены, которую платит конечный потребитель. Вся основная прибыль, которая возникает на этапе переработки и реализации продукции, достается в итоге не ее производителю, а перекупщикам и торговым сетям. Например, стоимость картофеля, где цена производителя – 40%, остальные 60% – это переработка и перекупщики. Примерно такая же картина с овощными культурами и мясом. 

Что делать? Нужно предлагать кооперативам открывать торговые точки – рынки, где они смогут выручить за свою продукцию в полтора раза больше, избегая перекупщиков. А пока они находятся в заколдованном круге. Продукция кооперативов вроде бы расходится, а денег на развитие так и нет. Кооператорам постоянно приходится быть в роли просителей денег, а кредиты в банках дают под высокий процент. Поэтому нужно вырастить понятную для всех систему сбыта. Строить государственные оптово-распорядительные центры в каждом регионе, куда фермеры и кооператоры смогут привозить свои товары для дальнейшего распределения в магазины, рестораны, школы, детские сады. Если рынок не может сам решить эту проблему, то пусть этим займется государство. Надо дать фермерам возможность выбора – либо вступать в кооператив и реализовать товар через него, либо привозить свой товар напрямую в оптово-распорядительные центры. 

(Окончание в следующем номере)

Добавить комментарий