В настоящее время АПК, по сути, является одним из основных драйверов отечественной экономики. Но имеющиеся проблемы существенно тормозят его развитие. Одна из них – диспаритет цен на ресурсы и продукцию сельского хозяйства. Стоимость ГСМ, электричества, газа, минеральных удобрений и т.д. растет значительно быстрее, чем закупочные цены на сельхозпродукцию. Известно, что каждая новая посевная – это рост цен на ГСМ минимум на 15%, на удобрения – до 40%.

Ударило по аграриям и введение утилизационного сбора на сельхозтехнику. Удорожание новых сельхозмашин уже составило 20-35%, что делает обновление парка техники для многих недоступным. Не лучше обстоит дело и с ценовой политикой на сельхозпродукцию. Если не брать зерновые культуры, на которые распространяются некоторые инструменты регулирования рынка, даже в условиях санкций отечественный производитель не может реализовать продукцию по адекватной цене. Основная часть выручки приходится на долю посредников, переработчиков и торговли.

Мы радуемся, что на фоне спада российской экономики сельское хозяйство демонстрирует рост производства. Но надо честно признать: нынешние темпы развития отрасли – 2-3% в год – это не широкомасштабный рост АПК по всей территории страны. В лучшем случае рост обеспечен на отдельных направлениях, в некоторых точках. В целом же глубинка переживает депрессию. Малый сектор демонстрирует высокие темпы роста, но его массового развития нет: не созданы соответствующие условия.

Очевидно, что в настоящее время аграрная политика государства выстроена под крупные агрокомпании. Однако приоритетность крупного бизнеса имеет серьезные минусы: разрушается экономическая модель хозяйствования на сельских территориях, что приводит к обезлюдению местности; завышается стоимость масштабных инвестиций (поскольку без коррупции не обходится), как следствие – длительный период окупаемости; разрушается экологический баланс в сельской местности.

Ставка, которая делается государством на промышленно-урбанистический тип развития, связанный с крупным бизнесом, не оправдывает себя. Обанкротившиеся крупные комплексы оставляют безземельное и безработное население, поскольку отсутствуют альтернативные виды занятости.

Катастрофический процесс вымирания сел и деревень можно остановить – в первую очередь созданием экономических условий для доходного хозяйствования значительному количеству сельских семей, которое позволило бы как кормить семью, так и обеспечивать расширенное воспроизводство.

Что дает малое предпринимательство? Высокое качество продукции, произведенной в том числе благодаря ведению органического земледелия; экологическую безопасность самого производства и местности обитания; гибкость и низкозатратность инвестиций; вовлечение в бизнес местного населения. Однако малый агробизнес в сегодняшних российских реалиях не может развиваться, поскольку государство не регулирует важнейшие вопросы, связанные с интересами крестьян.

Одна из острейших проблем здесь – земельные отношения. Согласно федеральному законодательству, процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, происходит через аукцион. Такой порядок порождает невозможность получить землю начинающим фермерам и расширить свои земельные наделы уже ведущим сельхозпроизводство. На аукционах участки продаются втридорога. Таким образом, аукционный механизм приобретения земли ведет к переделу собственности либо в пользу холдингов (внешних инвесторов, не живущих и не работающих на земле), либо в пользу так называемых земельных рантье, которые намереваются сдавать земельный актив в аренду крестьянам. Значимой мерой, регулирующей земельные отношения, могло бы стать введение прогрессивного налога на землю, какой, в частности, принят в Европе и эффективно противодействует росту латифундий. Проблемой является и значительный рост кадастровой стоимости земельных участков.

Господдержка инвестиционных проектов также ориентирована на крупный бизнес – стоимость субсидируемых государством проектов фактически колеблется от 1 млрд до 20 млрд рублей. В большинстве российских регионов более половины субсидий приходится на одного заемщика. Негативная ситуация складывается и с кредитованием аграрного сектора. Государственная финансово-кредитная политика направлена на поддержание банков, их доходности. А банк предпочитает работать с крупным клиентом. Доля малого бизнеса в субсидировании процентной ставки неуклонно снижается.

Сегодня нужна государственная воля для того, чтобы заемные средства стали доступны для производителей малых объемов продовольствия. Важно, чтобы коммерческим банкам, работающим в АПК, тем более с государственным участием, была со стороны правительства поставлена задача по количеству профинансированных субъектов малого АПК и объемам выделяемых средств.

Не устранена проблема административных барьеров: контролеры, проверки, предписания, требования отчетов, штрафы – вот современные российские инструменты административного давления. Плюс к этому – требования по обновлению экологического паспорта, по оформлению путевых листов на крупногабаритный транспорт, требование лицензировать даже незначительные объемы хранения навоза и помета, которые относят к веществам 3-го класса опасности, и так далее. И новые ветеринарные правила содержания животных в соответствии с законом «О ветеринарии» ставят существенные барьеры в развитии молочного животноводства, и в первую очередь – малых хозяйств. Данные правила могут носить только рекомендательный характер, иначе это приведет к новой волне штрафов и массовому закрытию хозяйств.

Одним из важнейших направлений в обеспечении доходности сельхозпредприятий является выстраивание логистики и инфраструктуры хранения, переработки и сбыта продукции. Здесь мы также мало преуспели. Проблемы сбыта напрямую возникают на этапе реализации продукции на переработку, когда перерабатывающие предприятия не расплачиваются за поставленную продукцию. Важнейшим инструментом сбыта является развитие кооперативной системы движения продукции от поля до прилавка, которая позволит собрать, сохранить, переработать, расфасовать в случае необходимости и реализовать продукцию через систему собственных магазинов. Помочь продукции, производимой малыми формами хозяйствования, выйти на товарный рынок – государственная задача номер один. В нынешних условиях особенно важно разработать серьезный государственный механизм интегрирования и кооперирования личных подсобных хозяйств, стимулирования их и превращения в фермерские хозяйства, а также разработать долгосрочный национальный проект развития сельских территорий.

Ольга Башмачникова, председатель Аграрной партии России.

По материалам журнала «Аграрное обозрение»

Добавить комментарий

Навигация по записям