И снова о льготном кредитовании АПК…

И снова о льготном кредитовании АПК…

В 2017 году государство запустило новый механизм льготного кредитования, который, по задумке федерального аграрного ведомства, должен был оказать реальную поддержку отечественному сельхозпроизводителю и свести к минимуму бумажную волокиту. Раньше аграрии получали коммерческие кредиты под 17-20% годовых, затем подавали заявку на компенсацию в Минсельхоз РФ, и ближе к концу года им перечисляли средства на субсидирование процентной ставки. Теперь субсидии на возмещение недополученных банками доходов в размере ключевой ставки Банка России переводятся им напрямую, и аграриям остается только получить льготный кредит. Каждому региону федеральное аграрное ведомство определило лимиты, так что в выдаче льготных кредитов действует принцип: кто не успел, тот опоздал.

Регионам, в том числе и Рязанской области, федеральное аграрное ведомство определило лимит в размере, который значительно ниже реальной потребности, поэтому льготный кредит вызвал ажиотажный спрос. Эти «дешевые» деньги даются нелегко: сельхозтоваропроизводитель обращается в региональное отделение банка, затем документы отправляются в головной офис, оттуда – на рассмотрение в Минсельхоз России. Все это отнимает как минимум две-три недели, что в горячую весеннюю пору просто недопустимо.

Кроме этого, договор с Россельхозбанком на льготное кредитование занимает 25 страниц, и заполнить его под силу далеко не каждому сельхозпроизводителю. Кстати, в Финляндии, например, требуется заполнить лишь три странички аналогичного документа. Судя по постановлению, требования Минсельхозпрода к получателю льготного кредита простые: у него не должно быть просроченной задолженности по кредитам, ограничений на ведение хозяйственной деятельности, и, конечно, он не может находиться в процессе банкротства. Но на деле выходит совсем по-другому.

Во многих регионах звучат мысли о том, что правильней было бы, если бы полномочия и право одобрять заемщиков по краткосрочным кредитам передали субъектам Российской Федерации. На местах лучше знают, чего стоят хозяйства, кто действительно работает, а кто прикрывается грамотно составленными бумагами, лишь бы только получить льготные кредиты.

Вот что на этот счет думают сельхозпроизводители Рязанской области Генеральный директор ООО имени Крупской Владимир Серафимович Володин:

На протяжении многих лет наше сельхозпредприятие поддерживает партнерские отношения с Рязанским отделением Россельхозбанка. Однако надо признаться, ежегодно мы все чаще сталкиваемся с проблемой необходимости представления все большего количества документов и различных справок. Это уже просто кипы бумаг. Поэтому хочется внести конкретное предложение. За время сотрудничества мы добросовестно выполняли все обязательства, имеем идеальную кредитную историю и безупречную репутацию. Думаю, что уже заслужили право на некоторое снисхождение и ослабление ужесточающихся год от года требований. Хотелось бы, чтобы все обстоятельства нашего многолетнего партнерства учитывались и напрямую влияли на принятие банком решения. А пока сотрудники ООО имени Крупской тратят все больше рабочего времени на подготовку требуемых документов.

В этом году хозяйству удалось вовремя получить льготный кредит, что очень помогло в проведении весенне-полевых работ. Но в дальнейшем нужна заинтересованность обеих сторон, направленная на упрощение правил партнерства и сотрудничества.

Руководитель КФХ Мансурова М.Н. Вячеслав Валерьевич Мансуров:

В продолжение темы кредитования сельхозпроизводителей в преддверии начала сезона можно сказать следующее.

В течение трех месяцев мы пытаемся получить кредит в Россельхозбанке. Множество раз приходилось переделывать документы, а это большая и кропотливая работа. Надо сказать, что специалисты бухгалтерии от такого объема бумаг просто приходят в ужас. К залоговому имуществу банк относится своеобразно, стараясь выбрать то, что «повкуснее» (что легче оформить). Для нас это выливается в дополнительные выплаты по страхованию, когда сумма страховки увеличивается в несколько раз. В связи с этим мы были вынуждены отказаться от части зарезервированных для нас кредитных средств. Сельхозпроизводители стали заложниками данной ситуации. Надеемся, что в следующем году подход к кредитованию сельхозтоваропроизводителей изменится в лучшую сторону. А судя по тому, как сложилась ситуация в этом году, обращаться в кредитные организации нет никакого желания, так как сроки уже упущены. Льготный кредит превратился в льготный геморрой.

Генеральный директор ОАО «Аграрий-Ранова» Михаил Викторович Кащук:

Наши планы по проведению посевной кампании ничто не может нарушить, так как мы четко действуем согласно заранее составленному бизнес-плану. О финансовых средствах, которые требуются для проведения весенне-полевых работ, мы позаботились заранее, еще в конце прошлого года. Содействовало положительному решению вопроса и прямое личное обращение во время видеоконференции к заместителю председателя Правительства Рязанской области Сергею Анатольевичу Дудукину. В течение нескольких дней по вопросу кредитования и по ряду других вопросов этого направления решение было принято, о чем сообщил руководитель отдела бюджетной поддержки сельхозкредитования и страхования министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области Александр Анатольевич Мурзин. Хочется выразить благодарность еще и генеральному директору ОАО «Рязаньагрохим» Владимиру Аркадьевичу Бродскому, который очень серьезно и внимательно относится к решению наших проблем, а также постоянно поддерживает наше сельхозпредприятие. Такая общая заинтересованность тех, кто напрямую причастен к аграрной отрасли региона, является залогом дальнейшего успешного ее развития.

Директор ООО «Прогресс» Сасовского района Рамзан Адланович Баталов:

Я считаю, что обещанная господдержка в форме льготного кредитования селян в очередной раз осталась декларацией и обещанием. Обещанных средств в полном объеме селяне не получили, как было заявлено федеральным Минсельхозом – из-за отсутствия «бюджетных ассигнований». Региональные же власти оказались полностью отстранены от решения данной проблемы.

Наше хозяйство, как и многие другие, подало заявку на заем кредитных средств, и региональным Россельхозбанком было принято положительное решение. А Минсельхоз РФ поставил жирную точку, сославшись на отсутствие бюджетных ассигнований. У меня возникает резонный вопрос к Правительству РФ: где обещанные льготные кредиты и вместе с ними пресловутая господдержка? Нам, как и многим другим сельхозпредприятиям, пришлось взять коммерческий кредит под 17%.

Не было бы никакой обиды, если бы выделенные средства распределялись в зависимости от имеющейся в обработке земельной площади. Кроме того, думаю, что было бы справедливо, если бы погектарно этих средств выделялось хозяйствам с худшим качеством земли больше, так как для получения высокого урожая приходится вкладывать больше средств. К большому сожалению, этого не случилось. Нам объяснили, что в стране нет денег. Но как быть с тем, что вещает телевидение? Один только Сбербанк РФ получил свыше 540 миллиардов рублей чистой прибыли, из которых свыше 200 миллиардов рублей решили направить на выплату дивидендов. Почему бы не направить часть средств на господдержку селян? Слышим также, что руководителю ОАО РЖД выплатили около 200 миллионов рублей премии за хорошую работу в 2016 году, поскольку чистая прибыль РЖД увеличилась в 20 раз. Тогда у меня вопрос, как и у многих других: почему повышаются тарифы и являются убыточными пассажирские перевозки, а за пригородные перевозки отвечают региональные власти? Таких вопросов накопилось очень много к каждой компании и финансовым учреждениям, которые свои собственные интересы ставят превыше всего. Кстати, с 1 января 2017 года в два раза увеличен земельный налог, который также съедает пресловутую помощь крестьянам. А теперь последний вопрос к Правительству РФ: когда мы, селяне, почувствуем реальную господдержку?

Добавить комментарий