Пчеловод с душой философа

Нередко нам приходится делать в жизни то, что не вызывает особого удовольствия. А позже выясняется, что именно эти занятия и становятся в будущем особенно важными, приносящими пользу и радость.

Внукам Алексея Петровича Сельдимирова – опытного пасечника, жившего в селе Ямбирно Шацкого района, так порой не хотелось бросать своих детских дел ради дедовых поручений, связанных с уходом за пчелами. Но в добровольно-принудительном порядке мальчишкам приходилось участвовать во всех мероприятиях. И незаметно, исподволь возник у них интерес к пчеловодству.

А когда семнадцатилетнему Константину надо было выбирать профессию, он уже точно знал, что она не будет связана с техникой, как у отца или брата. А вот попробовать себя в пчеловодстве был не против. И училище подходящее нашлось, где можно было научиться этому мастерству. Позже паренек с отличием окончил Всесоюзный сельскохозяйственный техникум в Сергиевом Посаде, учился во Всесоюзном сельскохозяйственном институте в городе Балашихе Московской области. А в 2000 году Константин Анатольевич Половинкин окончил Академию пчеловодства, и тоже с отличием.

Сегодня он – владелец одной из самых крупных пасек в нашей области, находящейся в деревнях Богданово и Брусня Старожиловского района, где некогда была барская усадьба Сафоновых. Правда, от усадьбы осталось немногое: полуразрушенный дом, бывшие пруды и вековые деревья. Но желание восстановить былую природную роскошь и красоту есть, поэтому земля эта постепенно возрождается. Восстанавливаются постройки, благоустраивается территория, высаживаются деревья и кустарники. И когда- нибудь воцарится в этих местах, как и прежде, покой и благодать.

Константин Анатольевич – человек общительный, охотно рассказывает о своих достижениях и проблемах.

– Наш кооператив под названием «Богдановская пасека», – говорит он, – объединяет пасечников, имеющих в общей сложности 650 пчелиных семей. На условиях взаимовыгодного сотрудничества мы производим мед и продукты, связанные с пчеловодством. Я к тому же активный сотрудник Академии пчеловодства. Надо сказать, что, при всех успехах, в настоящее время мы испытываем потребность в механизации процессов откачки, переработки и фасовки меда. Имеющееся оборудование уже не соответствует духу времени, морально устарело. Но перспектива развития, безусловно, есть. Возможно, мы станем участниками специальной государственной программы по развитию кооперативного движения. Почему бы и нет? В свое время, несколько лет назад, я получил грант в размере чуть более одного миллиона рублей. Это позволило улучшить материально-техническую составляющую хозяйства и увеличить производство меда.

– Многие проблемы можно решить сообща?

– Конечно. У объединения «Богдановская пасека» много друзей. Например, реализацией продукции сегодня занимается мой давний друг – бывший бизнесмен, который решился оставить городскую жизнь и переехал в деревню. В 90-е годы сумели уберечь хозяйство еще и потому, что пришли из армии мои одноклассники – молодые ребята, и здесь, в лесу, мы жили, работали и сумели сохранить и пасеку, и себя.

Сейчас наши пасеки располагаются в радиусе 30-40 км. А вот в деревне Брусня находится центральная усадьба. Здесь же – административное здание и «представительская территория». В свое время мы проводили тут эксперименты с разведением птицы, занятием овцеводством, козоводством, кролиководством. Все получалось, все интересно, но требует внимания и времени. А потому основным направлением сегодня является пчеловодство, остальное – для души. И рыбалка, и охота, и кое-что еще.

– Экзотические растения будете выращивать?

– Планирую заложить хороший сад, и почин есть – грецкие орехи и черешня уже плодоносят, а яблок в этом году было несметное количество. Будет у нас в перспективе нечто необычное, с высадкой различных растений, кустарников и так далее. Сейчас имеется неплохой розарий.

– Увлекающийся человек всегда найдет занятие по душе. Главное – не уставать удивляться…

– Мое внимание в свое время привлекли апидомики, которые я увидел на Украине. Это небольшие помещения, где располагаются в закрытом пространстве пчелы, а человек, находясь рядом, вдыхает пчелиный аромат и слушает звук пчелиного роя, без опасения быть укушенным. На меня это произвело впечатление. И мы сделали такой домик у себя, впускаем в него всех желающих и просим рассказать об ощущениях. Кто-то говорит, что попадает в некую «невесомость», уходя из реальности, а параллельно оздоравливается и получает положительные эмоции. К нам приезжают разные люди, кто для отдыха, кто по делам. Наслаждаются природой, приобретают различные принадлежности для пчеловодства. Бывают и столичные гости, и художники – люди с особым восприятием мира. Всем мы рады, всех встречаем и угощаем медом.

Пчеловодство, кстати сказать, единственное, если можно так выразиться, безотходное производство. Даже восковая моль, казалось бы вредитель, используется при изготовлении лекарств. Не говоря уже о пыльце, перге, прополисе и так далее. Люди из поколения в поколение лечились этими средствами.

Мой дед, участник Великой Отечественной войны, был ранен под Ленинградом; во время лечения получил совет военных врачей – употреблять мед. И следовал ему всю жизнь – стал пасечником, разводил пчел, и ушел из жизни в возрасте 83 лет.

– Но все-таки пчелы опасные насекомые?

– Мы используем пчел карпатской породы – это, не в пример среднерусской породе, миролюбивая и незлобливая пчела. И если соблюдать элементарные правила поведения, можно быть уверенным в полной безопасности. Пчелы появились на земле задолго до человека, поэтому мы им, если так можно выразиться, не нужны. А вот они нам – очень! Мы без них погибнем. Люди порой забывают об этом.

В последнее время сельхозпроизводителей активно призывают отводить больше посевных площадей под масличные культуры, особенно рапс. Но эта культура требует при выращивании большого количества химических веществ, которые очень опасны для пчел. Учитывая то, что наша пасека находится в окружении трех сельхозпредприятий, угроза для насекомых возрастает. Пчелы уже начали исчезать, без видимых казалось бы причин. Мы надеемся, что к нашим словам, а я выступаю от имени большинства пчеловодов, прислушаются и ограничат площади посевов рапса. Не все измеряется уровнем доходности…

– Пчелы – явные помощники человека. Нам есть чему у них поучиться?

– Пчелиная семья – это пример трудолюбия, усердия, коллективности и даже самопожертвования. Эти маленькие и на первый взгляд слабые существа могут многому нас научить.

Мне кажется, что, при сегодняшней моде иметь домик в деревне, хорошему хозяину вполне по силам завести парочку ульев. Уход за пчелами не требует постоянного пребывания рядом с ними, не нужно больших материальных вложений, а польза огромная. Издавна мед считался самым полезным и вкусным продуктом, обладающим лечебными свойствами. Прошли века, а он по-прежнему не потерял популярности, а еще и приобрел научные подтверждения всех своих качеств.

– Вы правы. Многие сегодня почувствовали вкус к деревенской жизни и часто выезжают за город…

– В деревне всё не так, как в городе. Идет по улице человек, и каждый обращает на него внимание, он уже интересен. Здесь нет чужих и незнакомых. Завели разговор – и уже не чужие люди. В городе же бежит толпа абсолютно одинаковых озабоченных людей, погруженных в свои дела и проблемы. И никто ни на кого не обращает внимания. В сельской местности ты по-настоящему среди людей. И радость есть с кем разделить, и скорбь переносится легче. Каждый человек, конечно, выбирает свой собственный путь, главное – не изменять себе самому. А это порой бывает трудновато!

Ирина Николаева

Добавить комментарий