«Держись за землю, трава обманет!»

Великий русский ученый, основоположник науки о почве В.В. Докучаев, говоря о русском черноземе, отмечал, что он, чернозем, дороже каменного угля, нефти, дороже золота. Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов является одной из актуальнейших, так как связана с производством продуктов питания. О том, как обстоит дело с использованием пахотных земель в нашем регионе, рассказывает заслуженный работник сельского хозяйства РФ доктор сельскохозяйственных наук, профессор Михаил Михайлович Крючков.

Десять лет назад, по статистическим данным, в Рязанской области насчитывалось 1 млн 827 тыс. га пашни. По  последним данным, это количество уменьшилось до 1 млн 534 га. Посевные площади составляют немногим более 800 тыс. га. То есть, мы видим, что площади пахотных земель сокращаются. По официальным данным, 300 га было переведено в лесной фонд. А где же остальные гектары?

Одна из основных причин пустующих земель в том, что в свое время ее смогли приобрести люди, не связанные с сельскохозяйственным производством, но имеющие значительные денежные средства. В результате эти участки земли не обрабатываются, местные жители потеряли работу, и многие из них вынуждены были покинуть родные места. Подобных владельцев земли нередко привлекают к суду за неиспользование земельных наделов, но, к сожалению, наказать их и изъять землю удается не всегда. Мешает восстановить справедливость также наше несовершенное законодательство. Например, по одному из положений, если земля не обрабатывается в течение трех лет, она подлежит конфискации. Но владельцы наделов могут передать право собственности одному из своих родственников и умудряются проделывать это неоднократно. Вот вам и отношение к земле­кормилице. А в Голландии, например, наследник земельных владений, не имеющий сельхозобразования, лишается данного наследства. Вот так государство заботится о том, чтобы земля была в руках рачительного хозяина.

Михаил Михайлович Крючков
Михаил Михайлович Крючков

Новая же поправка к закону о неиспользованных землях внесла еще большую путаницу. К штрафам, которые накладываются за неиспользование пахотных земель, добавили штрафы за снижение уровня плодородия почвы. Понятно, что цель была благая, так как уровень плодородия действительно ежегодно снижается. Но необходимо было учесть и сложившуюся ситуацию в сельскохозяйственной отрасли.

Всем известно, что с каждым урожаем растения выносят из почвы около 130 кг полезных веществ, а вносится, например, в Рязанской области не более 60 кг, т.е. в 2 раза меньше, чем требуется. Ежегодно необходимо вносить 4­5 т органических удобрений. Мы вносим сегодня всего 500 кг. Вот и получается, что теперь под штрафные санкции будут подпадать даже лучшие хозяйства. А это дополнительные и немалые расходы для них. В советское время повышение плодородия почвы было государственной задачей, на решение которой выделялись значительные средства. А сегодня даже расходы на проведение работ по определению уровня плодородия почвы возложено на сельхозпроизводителей. Прежде эти работы также субсидировало государство. А цены на проведение данных видов работ постепенно растут. Госстанции агрохимической службы «Подвязьевская» и «Рязанская» должны один раз в пять лет проводить независимый анализ уровень плодородия почв в нашем регионе. Но в свободном доступе этих данных нет. На практике большинство хозяйств могут себе позволить лишь выборочный анализ, в основном на полях, где планируется высевать озимую пшеницу. К сожалению, ситуация в ближайшее время вряд ли изменится.

Еще одна немаловажная проблема для сельского хозяйства сегодня – нехватка специалистов, недостаточность необходимых знаний и навыков у собственников земли, а отсюда – неправильное обращение с землей, что ведет к недополучению урожаев и нанесению вреда земельным угодьям. Раньше ежегодно проводилось не менее 2­3 тематических семинаров и специализированных областных конференций с привлечением крупнейших ученых страны, на которых обучали, консультировали, давали советы. Также неоднократно проходили всероссийские семинары по изучению и пропаганде опыта рязанской системы земледелия. А потом было сказано: рынок все поставит на свои места. И вот мы пришли к печальному результату. Значительное падение сельхозпроизводства. Поголовье молочного стада в области составляло 360 тысяч, сегодня – около 60 тыс. голов. Надои увеличились, но прежний уровень производства молока еще не достигнут. При этом значительно сократилось число рабочих мест. В последнее время ситуация немного стабилизировалась, но роста по­-прежнему нет.

Наша страна, имея такие земельные ресурсы, свободно могла бы прокормить 500 миллионов человек. И думаю, что главное здесь – государственный подход к решению этой проблемы. В западных странах государственные дотации составляют от 25 до 90% стоимости продукции, у нас же – 4­5%. А простая народная мудрость гласит: держись за землю, трава обманет.

Наталья Абрамова

Добавить комментарий