Подлинная архитектурная жемчужина – бывшая усадьба барона фон Дервиза в Кирицах – предмет заслуженной гордости рязанцев. Сказочный замок-дворец напоминает строение эпохи Возрождения, где прекрасно сочетаются черты различных стилей. Сегодня здесь находится детский клинический костно-туберкулезный санаторий. История же дивного архитектурного сооружения началась еще в 80-е годы ХIХ века.
А бароны фон Дервизы появились в России гораздо раньше. Их предки переехали в Россию из Гамбурга в далеком XVIII столетии. И фамилия у них была самая простая – Визе. «Фон» с непременным немецким артиклем «дер» появилось позднее, во времена российского императора Петра III. Именно он присвоил дворянское звание главе семейства Иоганну-Адольфу Визе за его «прилежные труды» в Юстиц-коллегии. Так и появились у нас русские дворяне с немецкой фамилией фон Дервиз.
Павел Григорьевич фон Дервиз родился на юге Рязанской губернии – в городе Лебедяни, в семье директора Гатчинского сиротского института. И сначала пошел по стезе государственной службы. В 1857 году предприимчивый Павел Григорьевич начинает новое для себя дело – строительство железных дорог. Дело это было ново и для России. Поезда и их паровозы тянули за собой всю российскую экономику. Кроме строительства Московско-Рязанской железной дороги, в жизни Павла фон Дервиза были и другие проекты. Со временем он стал одним из богатейших людей России. Недвижимость в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии, имения в Рязанской губернии. Успех, счастье! Но судьба, казалось бы столь благосклонная к нему, вдруг ударила его в самое сердце. Детей Павла Григорьевича фон Дервиза одного за другим поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и потому страшная болезнь – костный туберкулез. Он пытался спасти их. Бросил все, увез во Францию, построил там, в Ницце, свою знаменитую виллу Вальрозе, которая сохранилась и поныне. Не забыл при этом и местных ребятишек – открыл в Ницце школу, которой впоследствии было присвоено его имя. Всех своих детей Павлу Григорьевичу спасти не удалось. Шестнадцатилетней Вареньке в Германии была сделана операция, но неудачно… Отец решил похоронить ее в склепе Владимирской больницы, которую построил на свои средства и назвал в память одного из своих сыновей, умершего ранее. (Теперь это известная московская детская Русаковская больница.) Но даже и это ему самому сделать не удалось. Он приехал на вокзал, ждал поезд из Германии с телом дочери. Поезд пришел, гроб с телом дочери внесли в здание вокзала. Павел Григорьевич встал, сделал шаг навстречу – и упал. Не выдержало сердце…
Его вдова, Вера Николаевна целиком отдала себя благотворительности. Она организовала приют, потом – другой, который вырос до гимназии (известная московская «гимназия фон Дервиз», что в Гороховском переулке), построила немало домов для вдов и одиноких матерей, где они жили за символическую плату на полном обеспечении, организовала дачу для беднейших учениц петербургских гимназий.
Интересна и судьба и двух оставшихся наследников Павла Григорьевича, его сыновей – Сергея и Павла. Первому в момент кончины отца было 24 года, второму – 11 лет.
Сергей Павлович фон Дервиз и создал ансамбль усадьбы в Кирицах. К строительству дворца он привлек только начинающего творческий путь зодчего Федора Шехтеля (автора проекта здания Ярославского вокзала в Москве). Так «стиль Шехтеля» – башенки, оконные проемы, арки, лестницы, спускающиеся к прудам, начался именно в Кирицах.
Сергей Павлович наследовал дело отца, но не его талант и силу. В конце 80-х годов XIX века его имущество даже находилось под опекой. Для того чтобы снять все-таки эту постыдную для фамилии фон Дервиз репутацию, хлопотали такие фигуры, как Константин Победоносцев и Сергей Витте. Но так или иначе, Сергей Павлович ушел из фамильного бизнеса. После смерти матери он продал свою недвижимость и перебрался с дочерью и женой в Париж, где и окончил свои дни. Владельцем имения до 1917 года был князь К.А. Горчаков.
Усадьба в Кирицах
После революции в стенах Кирицкого замка открывается сельскохозяйственное училище, затем все строения и земли усадьбы передаются Наркомздраву. Там открывается сначала дом отдыха, а потом – санаторий для детей, больных как раз внелегочными формами туберкулеза.
В советское время усадьба получила статус архитектурного памятника. Но в 90-е годы прошлого века она разделила судьбу большинства архитектурных памятников России: началось ее постепенное разрушение. Лишь в 2003 году глава государства Владимир Путин выделил средства из резервного фонда президента РФ на ремонт и реставрацию, которые позволили придать замку надлежащий вид.
Павел Павлович фон Дервиз, второй сын барона Павла Григорьевича фон Дервиза, приняв деловую эстафету от старшего брата Сергея, остался в России. Он был штаб-ротмистром лейб-гвардии гусарского полка, бравым красавцем и известным столичным сердцеедом. Став гусаром, он влюбился в лошадей. После смерти отца ему в распоряжение было передано старожиловское имение. Сюда он и перебирается на постоянное место жительства. Здесь Павел Павлович реализовал план отца и свою страсть, построив один из лучших конных заводов страны. Дополнительно были приобретены земли в Сохе и Ромоданово.
Вскоре рязанские дворяне избрали его уездным предводителем дворянства и почетным мировым судьей. Там же он учредил гимназию и стал председателем ее попечительского совета, а также почетным смотрителем городского училища. В 1905 году Павла Павловича избирают почетным гражданином города Пронска. Его имение было в числе образцовых, а конные заводы – едва ли не лучшими в России (их только в одной Рязанской губернии был тогда чуть ли не один десяток). Павел фон Дервиз разводил тяжеловозов, верховых и рысистых лошадей, в том числе скакунов арабской, английской и орловской пород, которые закупались казной для полков русской гвардейской кавалерии.
Конный завод в Старожилове
Строительство велось шесть лет. Проект конюшен был разработан тем же начинающим архитектором Ф.О. Шехтелем. Первоначально Старожиловский конный завод включал в себя 12 построек. К сожалению, сегодня на территории комплекса сохранились только конюшня, несколько подсобных помещений и одно жилое здание. После 1917 года завод был национализирован, и в нем начали проводить кавалерийские курсы. Великая Отечественная война нанесла невосполнимый урон племенному поголовью Старожиловского завода. В октябре 1941-го, когда враг был совсем близко, в Михайлове и Скопине, началась эвакуация поголовья, но все лошади погибли во время переправы через Оку. После войны производящий состав конного завода стал комплектоваться тракененскими лошадьми, купленными в Польше. В 1978 году, по инициативе кафедры коневодства ТСХА, было решено на базе Старожиловского конного завода воссоздать старейшую верховую породу страны – русскую верховую, фактически – создать ее заново. Русская верховая – единственная в мире порода, специализированная на конкретном виде конного спорта – выездке. Лошади-аристократы, потомки единственной сохранившейся линии орлово-ростопчинцев.
Вчерашний блестящий гусар и дамcкий любимец, помещик и крупнейший конезаводчик, которого искренне любили его крестьяне и работники, решил сдать экстерном экзамены за весь курс математического факультета и стать преподавателем математики в им же учрежденной гимназии. Последний выпуск рязанская гимназия фон Дервиза сделала в 1919 году, когда уже шла Гражданская война, а сам Павел Павлович к тому времени носил другую фамилию – Луговой. (Как и многие русские немцы, он в годы германской войны счел непатриотичным носить немецкую фамилию и сменил ее на русскую.)
Когда начались преследования, его предупредили об опасности верные старожиловцы, и он пешком ушел из имения. Попал в Петроград, но там его арестовали, отправили в Москву, в Бутырку. Погиб бы, как и многие его «братья по классу», но за него вступились перед властями его ученики. Дело кончилось тем, что сам Ленин выписал ему своего рода охранную грамоту. А в 1920 году он стал читать лекции по математике на Рязанских кавалерийских командных курсах, которые открылись тогда на базе его же конного завода. Одним из курсантов, которые слушали лекции Павла Павловича, был будущий советский маршал и герой Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков…
В конце своей жизни Павел Павлович обосновался в деревне Максатиха нынешней Тверской области, где стал работать сельским учителем. Там же и умер в 1943 году в возрасте 73 лет, до последних своих дней трудясь над собственным учебником математики.
Усадебный комплекс в Сохе не сохранился, но руины его хорошо видны и сегодня. Местные жители настаивают, что этот дом – копия Павелецкого вокзала Москвы. Если рассмотреть его фотографии до реконструкции, то сходство вполне обнаруживается.
Есть еще один аспект, который, возможно, связывает усадьбу с Павелецким вокзалом. Это знакомство фон Дервизов с архитектором вокзала Александром Красовским, по проекту которого 1891 году была построена церковь Петра и Павла в Старожилово. В 1917 году Красовский занимался перестройкой конезавода в Старожилово. Летом следующего года архитектор здесь же умер и был похоронен недалеко от все той же церкви Петра и Павла.
Михаил Григорьевич фон Дервиз, родной брат строителя Московско-Рязанской и Рязанско-Козловской железных дорог Павла Григорьевича фон Дервиза, в 1881 году купил под Рязанью сельцо Дягилево (само же название села произошло по всей видимости от термина «дягиль», которым на Руси в народе называли разные растения семейства зонтичных, в частности борщевик). Он перестроил доставшийся ему каменный усадебный дом, превратив его в весьма импозантное сооружение, в котором эффектно слились черты классицизма с нарождающимся модерном. Судя по старым фотографиям, интерьер дома М.Г. фон Дервиза мало уступал дворцовым. Дом окружали пруды и сад. К сожалению, имен мастеров, создателей столь высокохудожественного ансамбля, установить не удалось.
Михаил Григорьевич, по воспоминаниям его племянника, художника Владимира Димитриевича фон Дервиза, имел характер мягкий, добрый. Он хорошо играл на скрипке, любил общество, особенно молодежь. В его доме постоянно устраивались пикники, домашние спектакли и музыкальные вечера, на которых выступал брат хозяина Николай фон Дервиз – известный оперный певец и исполнитель романсов, а также пела дочь Михаила Григорьевича от первого брака Елена. Отец очень любил и баловал своих многочисленных детей. Хозяйство Михаил Григорьевич вел на широкую ногу, постоянно что-то изобретал и улучшал, много строил, никогда не подсчитывая стоимости и доходности своих начинаний. Увлекался хозяйственными нововведениями – то увеличивал надои коров, то экспериментировал с удобрениями, публикуя об этом брошюры. Все младшие дети с увлечением помогали отцу. Имение в Дягилево по наследству перешло к дочери Нине Михайловне фон Дервиз, где она проживала с дочерью Тосей и сестрой Еленой. С приходом советской власти все имущество Нины Михайловны было национализировано. Сама же она в 1919 году была арестована вместе с братьями и отправлена в Москву в Покровский лагерь. Летом 1920 года после неоднократных просьб о ее помиловании Н.М. фон Дервиз была освобождена и вернулась в Дягилево к своей дочери и сестре, но уже на выделенную крестьянской общиной землю. Спустя некоторое время Нина Михайловна с дочерью Тосей переехала к своей родной сестре Вере Михайловне в Ленинград, в коммунальную квартиру, где все вместе они пережили блокаду.
Усадьба же фон Дервизов в Дягилево, как и полагалось по революционному времени, была разграблена. Бывший барский дом существует до сих пор, правда в несколько ином виде. В этой усадьбе в советские годы непродолжительное время располагалась школа №30. Позже в данной усадьбе была гостиница обкома КПСС. Именно ее так любила посещать «хозяйка города», как ее называли, Н.Н. Чумакова. Сейчас это здание – гостиница правительства Рязанской области.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.