Оставить добрый след

Осенью 2021 года ушла из жизни Галина Николаевна Кабанова. Удивительная женщина была. Одна из молодых ее коллег как-то сказала: «Кабанову любили все». Разве так возможно? Оказывается, возможно. А еще великая труженица, ее стаж в животноводстве «Авангарда» – 53 года. Несколько лет назад мы встретились с ней, поговорили. 

Галина Николаевна КабановаСемья Сальниковых была большая – четыре сестры и два брата, жили они в Мервино. Их считали счастливыми, ведь отец Николай Антонович вернулся с войны. Сразу после школы-восьмилетки в 1954 году Галина пришла работать телятницей в мервинский колхоз имени XX съезда КПСС. Но почему? Ведь никто из родных в тот момент в сельском хозяйстве не трудился, в городе работали. Галина Николаевна все списывает на увлечения молодости. Еще в школе она с подругами шефствовала над телятами на ферме. Это даже модно было тогда.

Итак, пришли девчонки большой группой в колхоз. Только прошел год, другой, и осталась в телятницах лишь Галина – подружки в Рязань перебрались. Вскоре перевели девушку на новую должность, более ответственную – в доярки. Вернее, она сама так решила. Руководители сомневались, справится ли молоденькая девчушка с серьезными обязанностями. Справилась, а потом наставников своих обошла, по надоям ее группа всегда была в лидерах.

В молодости все кажется легким, словно и нет усталости. Целый день на ферме занята, трудилась много и тяжело, почти все работы выполняли вручную: доили, кормили, тяжелые корзины переносили. И добираться до дворов неблизко, на другом конце села.

– Сейчас иногда оглядываюсь на пройденный путь и удивляюсь, – признавалась Галина Николаевна. – Почему так надолго осталась в животноводстве, почему не стала искать специальность попроще. Впрочем, я ни о чем не жалею.

Я слушала мою собеседницу, видела ее глаза и понимала, что знаю ответ на заданный вопрос. И Галина Николаевна знала. Просто не любила говорить красивые слова о призвании, о любви к своему делу и преданности ему.

О трудностях она тоже говорила неохотно, вскользь, все время подчеркивая, что в деревне 50-60- х годов всем было нелегко. Такой уж у нее был характер, умеющий замечать и запоминать больше хорошее, чем печальное.

– На танцы с подружками любила ходить, причем не в сельский клуб, а в город ездили. Прихожу к вечеру домой усталая, мама жалеет: «Отдохни, полежи». Куда там, прическу сделала, нарядилась и отправилась с соседками в Рязань.

В 1958 году колхоз имени XX съезда КПСС объединяется с «Авангардом». Кстати, к этому времени с Галиной Николаевной в животноводстве работала ее мама Мария Алексеевна. Немного позднее присоединился муж Александр Михайлович, он был трактористом.

Передо мной пожелтевшая страница из районной газеты «Ленинский путь» от декабря 1960 года — на ней улыбчивая, кудрявая девушка. Статья называется «Г.Сальникова – колхозная доярка» (Сальникова – девичья фамилия Кабановой). Журналист описывает труд молодого животновода, упоминает о ее наградах. Для моей собеседницы все это было словно вчера: как добивалась рекордных для своего времени надоев, как помогала тем, у кого не все получалось.

В 1964 году назначают Галину Николаевну заведующей фермой. Не только высокие надои стали поводом для повышения по службе. Коллектив и руководство оценили ее организаторские способности и человечность.

– Меня любили люди.

– Да помилуйте, руководителей разве любят? Ведь приходилось принимать непопулярные решения, наказывать. Разве на вас не обижались?

Такой диалог как-то случился у меня с Галиной Николаевной. И хотя я не сомневалась ни на секунду в ее словах, ответ услышать все же хотелось.

– Ругала и наказывала, но всегда за дело. Не самодурствовала, не таила зла, всегда старалась помочь.

Вот такая формула под названием – как оставить добрый след в душах людей. Еще хочу отметить одно важное наблюдение, вывод из рассказа Галины Николаевны. Она не была начальницей-барыней, могла доярку заменить, накормить скот, бывало и стадо пасла. Хотя и организовать умела, за ней люди шли, – природный талант лидера. Никогда не искала славы и почестей, просто добросовестно выполняла свои обязанности.

В восьмидесятые годы вся животноводческая отрасль была переведена в Хирино, так что бригадиру приходилось ездить из Мервино каждый день.

– Вы представляете, как рано вставали животноводы, чтобы вовремя на ферму попасть, – вспоминает ветеран Анна Васильевна Стручкова. – Галина Николаевна никогда не опаздывала, не искала причину в том, что живет далеко. А какие ей дворы достались! По окна в навозе. Она порядок навела быстро. Так было всегда, любое дело ей можно было поручить и не сомневаться в качестве выполнения.

Заведующая фермой Кабанова успела поработать на новых дворах, на заслуженный отдых ушла в 2008 году. О последнем трудовом дне рассказывала неохотно. Казалось бы, все решено, но сердце с болью отрывается от такого привычного мира.

Галина Николаевна вырастила двоих сыновей и двоих дочерей. Подрастают внуки. До конца жизни она жила в Мервино, в добротном, просторном доме. Из окна открывается удивительной красоты вид на заливные луга. Моя собеседница говорила чуть иначе: «Из окна я вижу пастбище».

Добавить комментарий