От простого латука до «Салатной компании»

Успешность бизнеса зависит от множества факторов. Бесспорно,один из важнейших — умение руководителя точно рассчитать, а в некоторых случаях даже предугадать, на сколько предлагаемые им услуги или произведенная продукция будут востребованы. Генеральный директор группы компаний «Салатная компания», открывая в далеких 90-х свое первое предприятие, искренне верил в то, что салат обязательно будет пользоваться спросом у российского покупателя.

— Виктор Викторович, как все начиналось? Почему среди множества овощных культур был выбран именно салат?

Виктор Котулев
Виктор Котулев

— В 90-е, когда в школе, а я по профессии педагог, зарплата была такая, что на нее невозможно было прожить, стал искать работу, обратив внимание на другую сферу деятельности. Случай присел в сельскохозяйственную отрасли и мне посчастливилось учиться в Германии на курсах, где обучали выращивать именно салат. По нравилась сама культура, хотя и не очень тогда знакомая, и те возможности, которые давало ее производство.

Началось с того, что посеяли салат на площади всего в 20 гектаров, но и такой небольшой полученным урожай с трудом удавалось реализовать. Люди не знали и не понимали, как салат можно использовать. Приходилось устраивать рекламные акции, чтобы просто познакомить москвичей с этой культурой. Помню, что нередко подходили женщины и спрашивали, а можно ли использовать кочанным салат для приготовления щей? Современные люди начали чаще выезжать за границу, где салат, причем множество его видов, быт очень популярен. И мы, что называется, дождались своего часа. С начала 2000-х потребление салата кратно выросло. Если начинали с 20 гектаров, то потом площади посевов ежегодно увеличивались почти вдвое. Сегодня мы выращиваем салат на площади свыше 400 гектаров. ООО «Салатная компания» имеет производство в Подмосковые, в Краснодарском крае, в Калининградской области и Уфе. А теперь — еще и в Рязанской области.

— Кроме салата еще что-то выращиваете?

— Во-первых, мы в выращиваем восемь видов кочанных и полукочанных салатов. Основные площади отданы под такие виды как айсберг, романо, лолла росса, фриссе и так называемые бебилифы — это руккола, мизуна, татцой, мангольд, шпинат другие. Также компания выращивает морковь, свеклу, картофель, капусту белокочанную, красно-кочанную, савойскую и пекинскую, редис, сладкую кукурузу и петрушку. Не без гордости скажу, что ООО «Салатная компания» является единственным в стране предприятием, которое выращивает такое большое количество различных видов салата.

Кроме этого, мы — одобренные поставщики салата сети ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» и KFC.

— Выращивание салата — процесс, наверное, очень трудоемкий?

— Вы! правы, салат выращивать не просто. В основном используется ручной труд. Первоначально семена в теплице высеиваются на рассаду в кассеты, которые затем высаживаются и выращиваются под открытым небом. У этой культуры много вредителей и болезней, поэтому салаты после высадки накрываются специальным нетканым материалом. Сложность состоит еще в в том, что законодательно запрещено использование пестицидов при выращивании салатов. Таким образом, приходится использовать только ручную прополку. Листья салата очень нежные, обращаться с растениями приходится осторожно.

— Сейчас, в связи с введенными санкциями, спрос на салат вырос?

— Да, спрос значительно вырос, и это для нас хорошо. Однако те же санкции и усложнили нам жизнь, так как цены! на семена взлетели в два раза, — прежде их привозили из Голландии. Но, как говорится, нет худа без добра: удорожание семян подтолкнуло нас приступить к собственному их производству. Причем мы начали работать над решением этой проблемы, не дожидаясь введения запрета. Как только наметился рост доллара, мы поняли — пора. Сотрудничество с талантливым селекционером Дмитрием Гладковым из российской компании «Глобал Ситс» дало свои положительные результаты. Теперь более половины всех видов салатов мы выращиваем из семян ее селекции. Также совместно с компанией «Глобал Ситс» был создан новый сорт редиса, интерес к которому появился неожиданно. На одном семинаре, который проходил в Испании, я разговорился с представителем Израиля. Выяснилось, что он занимается редисом. Я поинтересовался — как он его реализует? Оказалось, что ежегодно 5000 тонн редиса он отправляет в Россию. Я как только это услышал, сразу подумал, почему бы его немного не потеснить. И с того же года мы начали выращивать редис. Выяснилось, что эта ниша почти свободна. Вернее, она была занята, но только иностранцами — голландцами и израильтянами. За два года нам удалось вывести собственный сорт редиса, который лучше, да еще и гораздо дешевле импортного. Компания выращивает редис в объеме 200 тонн в год и в Подмосковье, и в Краснодарском крае, но хочу отметить, что редис, выращенный на рязанской земле, самый вкусный — сочный и не горький.

— А качество семян голландским не уступает?

— Если и уступает, то всего процентов на пять. Но в скором времени устраним и это отставание — уже закуплено специальное оборудование для очистки семян, доведения их до евростандартов. Я уверен, что уже в следующем году семена будут ничем не хуже тех, что закупают в Голландии.

— Чем вас привлекла Рязанская область?

— В первую очередь климатом и качеством почвы. В Рыбновском районе, где мы уже четвертый год выращиваем салаты и другие овощи, очень плодородная земля, причем чернозем здесь легкий и легко обрабатываемый, в отличие, например, от краснодарского. И река недалеко, что немаловажно в засушливые месяцы. Приобретенная земля уже много лет не обрабатывалась, и вначале пришлось приложить немало усилий, чтобы привести ее в порядок. Начинали с небольших объемов, но ежегодно площади посевов увеличиваются. Например, если белокочанную капусту в прошлом году выращивали на 12 гектарах, то в этом — площади увеличились в два раза, моркови в два, картофеля в три раза. К скорейшему освоению всех 100 гектаров подталкивают также и получаемые хорошие урожаи.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить главу администрации района Владимира Валентиновича Зюбу, а также начальника управления сельского хозяйства за понимание, поддержку и помощь, которые они нам постоянно оказывают.

— Виктор Викторович, покупатели теперь хотят приобретать овощи вымытые и упакованные. Ваша компания это делает?

— Вы правы, потребитель требует, чтобы овощи были вымыты, расфасованы и упакованы. Все это мы делаем, но пока в других регионах. Но и здесь планируем осуществлять доработку продукции: установим оборудование для мойки и фасовки. В настоящее время в Краснодарском крае идет строительство завода по переработке салатов, которые будут охлаждаться, мыться, сортироваться, высушиваться, нарезаться и упаковываться. То есть, покупая нашу продукцию, вы приобретаете продукт, уже готовый к употреблению.

— В каких регионах можно встретить салаты «Салатной компании»?

— Область потребления достаточно широкая — Краснодарский край, Ростов, Саратов, Новосибирск, Тюмень и другие города. Компания сотрудничает с крупными брендами, которые в приготовлении своей продукции используют салат. Мы интересны крупным потребителям тем, что поставляем овощи практически круглый год, чему способствует расположение сельхозпредприятий компании в разных климатических зонах. Так, последнюю партию салата в прошлом году мы поставили 20 декабря, а первую в этом — уже 25 февраля.

— Каковы перспективы в нашем регионе?

— Уже в этом году запланировано строительство первой очереди овощехранилища в Рыбновском районе. Как вы понимаете, хранилище — это, можно сказать, недвижимое имущество. Это означает, что мы пришли сюда надолго, будем работать, развиваться и вместе строить будущее.

Наталья Абрамова

Добавить комментарий