Плюсы и минусы рекордных урожаев

Колхоз имени Ленина Старожиловского района имеет многолетнюю и славную историю. На протяжении последних десяти лет его возглавляет Алексей Николаевич Трепалин. Своими наблюдениями и размышлениями об итогах сельскохозяйственного сезона председатель колхоза поделился с нами.

Начнем с рекордного урожая. Вы рады этому событию?

Однозначного ответа у меня нет. Да, собран рекордный за всю историю колхоза урожай. Заполнены все склады и хранилища, даже под навесом лежит зерно. Вот только цена на него тоже рекордная! Такой низкой за последние десять лет не было никогда, ни в засуху, ни в урожайные годы.

Алексей Николаевич Трепалин
Алексей Николаевич Трепалин

Но если есть объем, то в общей сложности доход будет не меньший?

Это ошибочное мнение. Затратный механизм производства зерна складывается из цен на семена, средства защиты растений, удобрения, технику, ГСМ и заработную плату работников. В этом сезоне работы длились на две недели дольше, соответственно увеличилось количество затраченных ГСМ, дольше работала техника и т.д. При таких больших затратах мы уже вряд ли выигрываем. К тому же цена упала до минимума. Таким образом, с надеждой увеличить доход предприятия в связи с рекордным урожаем можно попрощаться. Такое ощущение, что регулирование цен, о котором мы все мечтаем, все-таки существует, но только оно – не в пользу производителя.

Если же говорить о повышении цен подробнее, то в последние годы они выросли на все составляющие сельхозпроизводства. Особенно – заработная плата. В 2007 году она составляла в среднем 6000 рублей, а сегодня около 30 тысяч, то есть увеличилась в пять раз. Стоимость горючего, запасных частей, средств защиты растений, удобрений и так далее повысилась также в несколько раз, а вот цена пшеницы, к сожалению, нет. В 2008 году цена фуражной пшеницы была примерно 5 рублей 50 копеек, иногда доходила до 6 рублей. А в этом году за ту же пшеницу перекупщики предлагают 4 рубля 30 копеек.

Но урожайность этого года выше, чем обычно?

Средняя урожайность зерновых в этом году в нашем колхозе составила 54 ц/га. Год выдался урожайным, а вот финансово благополучным или нет – покажет время. Кстати сказать, мы вынуждены уже продавать зерно, так как есть текущие расходы. Хотя основная часть урожая ждет своего часа, надеемся, доброго.

Техникой хозяйство укомплектовано полностью?

Техника изнашивается, поэтому требуется ее постоянное обновление. В этом году мы приобрели комбайн Сlaas вместе с жаткой за 18 миллионов рублей. Всего же у нас – четыре комбайна импортного производства, один из них новый. Два сезона отработал белорусский комбайн «Полесье». Нужен трактор, потому что семилетний «челенджер» постепенно выходит из строя. К сожалению, и иностранная техника не всегда идеальна. В этом году также приобрели два КамАЗа, но у одного из них в первый же день застучал двигатель.

Животноводство не подводит?

Оно находится под пристальным вниманием специалистов. Общее поголовье на сегодня составляет 2300 голов, что на 200 голов больше, чем в предыдущие годы. Наш колхоз имеет статус племрепродуктора, поэтому обязан продавать племенной скот. Сейчас готовим нетелей к продаже, уже есть покупатель – одно из рязанских хозяйств. Средний надой в этом году составит более 7 тысяч кг на одну корову, в сутки мы производим от 14 до 16 тонн молока.

Несмотря ни на что, аграрный бизнес развивается?

Бизнес – это в понимании большинства людей быстрое зарабатывание денег. Поэтому сельхозпроизводство я бизнесом назвать не могу. Хотя примеров такого в общепринятом смысле агробизнеса можно привести много. Выглядит это примерно так: каким-нибудь агробизнесменом приобретается хозяйство, привлекаются кредитные средства для приведения его в порядок, а затем оно удачно продается. Быстро и выгодно. На фоне разговоров о малом и среднем бизнесе такая купля-продажа выглядит вполне нормально. Но что-то в этом все-таки настораживает.

Перепродажа раньше называлась спекуляцией, а сегодня это бизнес. Оттого, наверное, и бесконечные звонки продавцов и перепродавцов сельскохозяйственной техники. Раньше была мода называть себя фирмами, теперь они сплошь и рядом компании. Назойливость их порой выводит из себя, но хуже того складывающаяся на рынке перенасыщенность такого рода предложений. Все обещают продукцию высочайшего качества, а на деле получается обман. Пробовали сотрудничать с поставщиками горючего. Но когда мы передали образец ГСМ в лабораторию при «Рязаньнефтепродукте», выяснилось кое-что любопытное. Оказалось, что содержание серы в нем превышает допустимые нормы в 20 раз. Это было дизтопливо для низкооборотных двигателей. А у другого «партнера» вместо качественного дизтоплива оказалось печное топливо с добавлением растворителя, по данным опять же лабораторных исследований. Сразу отличий не увидишь, но на импортной технике, например, в четыре раза быстрее надо менять масляные фильтры.

Таких «партнеров» нужно призывать к ответу!

К ответу легко призвать того, кто честно работает. А тех, кто каждые три года открывает новую фирму или компанию, не поймаешь. Такое ощущение, что есть заинтересованные в том, чтобы кое-кому можно было уйти от ответа.

Таковы законы…

Законов уже такое количество, что страшно становится… Чем дальше, тем больше. Приведу недавний пример. Хозяйство имеет зерносушилку, которая является опасным производственным объектом. Некоторые проверяющие органы запросили перечень документов по промышленной безопасности. Проверили и сделали предписание, один из пунктов которого – нарушение в положении о производственном контроле: отсутствовал порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями хозяйства. Должны быть три ответственных лица: за выдачу распоряжений, за газовое хозяйство и за осуществление производственного контроля. А у нас в штате обслуживающих зерносушилку состоит всего два оператора… У нас же не атомная электростанция!

Может сложиться впечатление, что мы создали бумажную страну отчетов и сбора информации. Каждое ведомство присылает запрос о представлении сведений и цифр. Ведомств много, но информацию порой они требуют одну и ту же. Складывается впечатление, что работой чиновников является сбор бумаг. А ведь они получают жалованье из государственного бюджета, имеют льготы при выходе на пенсию и так далее. Наши же рядовые колхозники, да и специалисты могут рассчитывать на минимальную пенсию. А начинают они работать уже ранним утром, когда другие спят крепким сном. Механизаторы все лето в поле, от зари до зари. А на пенсию, кстати сказать, уходят работники села в 60 и 55 лет, не в пример военным, учителям и так далее.

И тем не менее кадровый вопрос в колхозе имени Ленина остро не стоит?

Острого недостатка в кадрах мы не испытываем. Хотя рядовые сотрудники всегда нужны. Но движущей силой любого сельхозпредприятия является группа специалистов. У нас это главный инженер Михаил Михайлович Кабанов и главный зоотехник Галина Ивановна Трепалина, проработавшие в хозяйстве не один десяток лет. Молодые специалисты – агроном Андрей Петрович Полевов и инженер по тракторам и сельхозмашинам Иван Сергеевич Назаров – пришли в колхоз после окончания вуза, стали хорошими специалистами и подают большие надежды. Очень ответственно относится к работе Нина Петровна Полевова, младшая сестра нашего агронома, и заведующий мехмастерской Александр Анатольевич Толкачев. Коллектив у нас большой, и в основном заслуживает добрых слов и уважения. Главное, что у всех есть желание работать в сельском хозяйстве. А если оно есть – все получится.

В преддверии нашего профессионального праздника хочется пожелать всем мирного неба над головой, перемен к лучшему, добрых урожаев и достойных цен на сельскохозяйственную продукцию, а также крепкого здоровья и хорошего настроения!

Ирина Николаева

Добавить комментарий