Примеров мужества, проявленного в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны, достаточно много. Свидетельств же тому, что происходило в тылу в эти суровые годы, чем жили и как трудились люди, гораздо меньше. Руководитель научно-образовательного центра историко-гуманитарных и социально-экономических исследований РГУ им. С.А. Есенина Геннадий Владимирович Ларин рассказывает об истории Рязанского пехотного училища, на базе которого сегодня успешно функционирует легендарное Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова.
– Геннадий Владимирович, ваше диссертационное исследование связано как раз с военным периодом?
– Именно так. Тема моей диссертации – «Подготовка офицерских кадров в военных училищах НКО СССР в Рязанской области в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Одно из них – Рязанское пехотное училище (РПУ).
– Расскажите о трудностях, с которыми пришлось столкнуться руководству училища в эти годы.
– Особым обстоятельством явилось то, что РПУ с 23 октября 1941-го по 15 февраля 1942 года находилось в краткосрочной эвакуации в городе Иваново. Причем хочу особо отметить – процесс передислокации из Рязани осуществлялся пешим порядком в холодное время года на расстояние 470 километров. В переходе, длившемся более двух недель, принимали участие 2142 военнослужащих. Имущество перевозилось по реке Оке в Иваново баржами. Во время эвакуации в его основных жилищно-казарменных фондах размещались проходящие через Рязань воинские части, что привело к значительной порче военного имущества.
После реэвакуации РПУ у личного состава возникли определенные трудности по восстановлению классов, стрельбищ, ленинских комнат, служебных помещений и летних лагерей. Важнейшей задачей стала необходимость воссоздания своего подсобного хозяйства, которое практически полностью было приведено в негодное состояние.
– Вопрос обеспечения продовольствием особо остро стоял в то время?
– Обеспечение продуктами питания тыловых воинских частей проводилось как централизованно, то есть довольствующими органами, так и собственными силами, благодаря наличию подсобных хозяйств. Так, в информации о состоянии подсобного хозяйства РПУ от 29 октября 1942 года сказано, что за текущий год произведены следующие работы: построен скотный двор на 34 коровы, телятник на 26 голов, свинарник на девять комплексных свиноматок. Это позволило увеличить поголовье крупного рогатого скота на 43%, свиней на 361%. Вновь завели пасеку в 46 пчелиных семей.
– Такое количество сельскохозяйственных животных необходимо было обеспечивать кормами. Как решался данный вопрос?
– Да, действительно, большое внимание уделялось заготовке кормов. Для зимовки в 1942-1943 годах заготовили 400 тонн сена, из которых 170 тонн запрессовали, а 230 тонн находились в скирдах на расстоянии 4–6 км от училища. Из запрессованного сена 40 тонн подвезли к месту зимовки животных, а 130 тонн составляли неприкосновенный запас и были складированы во дворе училища. Необходимо отметить, что к началу работ по заготовке сена в училище не было никакого инвентаря. Для этих целей были закуплены четыре косилки, 50 кос, 150 грабель. Также были построены две кирпичные силосные ямы общей вместимостью 90 тонн. В качестве силоса использовались отходы огородных культур, капустные и свекольные листья. Провели канализацию для подвода барды от спиртзавода к скотному двору.
– Вопросы животноводства мы рассмотрели. Как обстояли дела с растениеводством?
– До эвакуации подсобное хозяйство РПУ имело всего 6,2 гектара земли. В начале 1942 года предполагаемая посевная площадь была увеличена до 106,6 га.
В марте 1942 года вопрос о подготовке к весеннему севу обсуждался на партийном собрании управления РПУ. Партийной организацией и хозяйственным аппаратом было установлено – общая посевная площадь составит 185 гектаров. Под картофель при этом было выделено 50 га, под свеклу – 10, овес – 50, гречиху – 20, подсолнечник – 11, капусту – 6, огурцы – 3, помидоры – 3,5, горох – 2, овес – 20, табак – 2, под разные овощи – 7,5 га.
Кроме того, приобрели 6 га земли для индивидуальных огородов начальствующего состава – по 0,05 га на каждую семью.
Нужно сказать, к началу проведения посевных работ отсутствовал сельскохозяйственный инвентарь. В наличии имелись только два поломанных пароконных плуга и трактор ЧТЗ в неисправном состоянии. Конское же поголовье, на котором предполагалось проводить пахотные работы, после четырехсоткилометрового перехода было истощено настолько, что его невозможно было использовать для этих целей.
Командование училища приняло своевременные меры к восстановлению трактора ЧТЗ, во временное пользование в близлежащих машинно-тракторных станциях взяли два пятикорпусных тракторных плуга и тракторную сеялку. Закупили семена, в том числе и овощных культур, организовали парниковое хозяйство.
Благодаря принятым мерам и самоотверженному труду большого количества людей, весеннюю посевную кампанию провели в агротехнические сроки.
– И каковы были итоги этой работы?
– При годовой потребности училища 308 тонн сухого картофеля в овощехранилище заложили около 400 тонн. Засолили в деревянную тару 10 тонн огурцов, в железобетонный дошник 16 тонн помидоров. В количестве 60 тонн нашинковали два дошника капусты и еще заготовили к шинкованию 30 тонн капусты. Кроме этого, приготовили помещение для зимнего хранения капусты в свежем виде. Построили четыре
Заготовка овощей железобетонных дошника для засолки овощей суммарной вместимостью 120 тонн. Оборудовали овощехранилище на 400 тонн овощей.
– Для перевозки сельскохозяйственной продукции, строительных материалов требовался транспорт, а с ним, как известно, в те годы было трудно. Как решался этот вопрос в РПУ?
– Для более полного понимания ситуации приведу некоторые цифры. В 1942 году предстояло суммарно перевезти следующее количество грузов: торфа 2000 тонн, дров 3000 кубометров, овощей 750 тонн, кирпича 110 тысяч штук (396 тонн), 150 тонн прессованного сена. Кроме этого, регулярно нужно было доставлять продукты питания в военный лагерь, находившийся в 60 км от Рязани рядом с селом Сельцы. Основной вид транспорта, гужевой, состоял из 36 обозных лошадей и 17 парных повозок, но он был занят мелкими перевозками. Военные училища тех лет имели примерно по 10 автомобилей разного назначения. Поддержание их в исправном состоянии требовало больших усилий. В училище постоянно велась работа по восстановлению гаража. Там установили электрокомпрессор, электрический наждак, провели утепление боксов. Создали специальную бригаду высококвалифицированных механиков для производства капитального ремонта машин. Суммарно автомобильный и гужевой транспорт все равно не мог удовлетворить потребности в перевозках. Для этих целей в мае 1942 года был создан автопоезд, состоящий из одного трактора и шести тракторных прицепов, с помощью которого до конца октября 1942 года было перевезено 700 тонн торфа, 500 тонн овощей, 70 тысяч штук (352 тонны) кирпича, 150 тонн прессованного сена. Для предстоящих крупных зимних перевозок тракторные прицепы установили на специально сконструированные полозья, дополнительно было закуплено 30 одноконных саней.
– За всеми этими успешными действиями стояли конкретные люди, – сохранили ли архивные документы их имена?
– Да, сохранили. Например, аграрными работами руководил красноармеец Агеев – агроном по профессии, выпускник сельскохозяйственной академии. Укладкой картофеля в овощехранилище занимался красноармеец Рябогин, водителем автопоезда был красноармеец Седин. Безусловно, главная роль принадлежала руководству РПУ и непосредственно его начальнику генерал-майору М.П. Гарусскому. Благодаря этим и многим другим людям, их самоотверженному труду, курсанты и офицеры Рязанского пехотного училища в 1942–1945 годах были полностью обеспечены продовольствием.
В статье использованы материалы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ) Ф. 60066. (Рязанское пехотное училище). Оп. 35132. Д. 10. Л. 154-168.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.