Перед барьером: что мешает развиваться российскому агросектору

Сельскохозяйственная отрасль в России является активно развивающейся, и в нее имеет смысл инвестировать, несмотря на то, что комбинация роста цен на расходные материалы, экспортных пошлин и ограничения цен заметно снизила рентабельность фермеров и агропредприятий. Один из выходов из ситуации заключается в введении продовольственных карточек для малоимущих по аналогии с американскими фудстемпами. Об этом говорили в ходе вебинара «Виды на урожай: настоящее и будущее продовольственного рынка», проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА».

В последние десятилетия российское сельское хозяйство пережило самую настоящую революцию, что выразилось в повышении эффективности труда и росте объемов производства. Результаты 2015–2020 гг. по большинству наименований намного превышают не только показатели начала века, но и даже отдельные лучшие годы советского периода.

Начиная с 2016 г. урожай зерна ни разу не опускался ниже 110 млн тонн, в то время как за все советское время в РСФСР эта отметка была превышена лишь четыре раза, а в период 1991–2014 гг. – ни разу. Причем по пшенице все лучшие результаты в истории были достигнуты в последние пять лет, – валовые урожаи в позднесоветский период были относительно неплохими за счет менее ценных культур (овес, просо, ячмень и т.д.).

Перед барьером: что мешает развиваться российскому агросектору

Некоторое снижение в последние пять лет отмечено в выращивании картофеля, а в производстве овощей рост составляет достаточно скромные 20–30% к показателям как начала прошлого десятилетия, так и 1980-х годов. Как бы то ни было, Россия из страны, на протяжении почти полувека завозящей продовольствие, включая зерно, стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы, да и по другим отраслям (например, производство свинины и мяса птицы) стала работать на вывоз, в полной мере удовлетворив собственные нужды. В общей сложности аграрная продукция составляет 5,5% всего

экспорта. Это немало, учитывая тот факт, что 2/3 всего вывоза приходится на топливно-энергетические ресурсы и продукты простой переработки.

Отметим, что все эти результаты достигнуты при существенном сокращении посевных площадей – около 80 млн га против 118 млн га в РСФСР в 1990 г. С начала 2000- х общая площадь сельхозугодий стабилизировалась, но посевные территории сельскохозяйственных организаций продолжили снижаться, опустившись почти до 50 млн га, что было компенсировано ростом фермерских земель.

Более того, сократилась и энерговооруженность отрасли в пересчете на посевную площадь. В 2021 г., по данным «Эксперт РА», она составляла 201 лошадиную силу на 100 га против 329 л.с. в 2000-м. Таким образом, рост урожаев и урожайности произошел при заметно меньшей трате энергии.

Тем не менее в последние пару лет российским аграриям пришлось с трудом отстаивать завоеванные позиции. Пандемию как таковую они пережили спокойно: в сельской местности локдаунов быть не могло, как и проблем с потреблением продукции – кушать хочется во время любых пандемий. Гораздо более болезненным оказалось подорожание рабочей силы, повышение цен на все виды материальных ресурсов – удобрения, горюче-смазочные материалы и т.д. и, наконец, экспортные пошлины, введенные на некоторые виды продукции, в частности пшеницу.

Экспортные пошлины были введены в стране в прошлом году из опасений слишком быстрого роста цен или даже дефицита продовольствия. Цена отсечения для пшеницы составляет 200 долл. за тонну, для кукурузы и ячменя – 185 долл. за тонну. Все, что сверх этого, облагается пошлиной в размере 70% от дополнительной стоимости. Введение пошлин вызвало недовольство аграриев, но пока на показателях урожая не сказалось. Судя по всему, зерна в этом году собрано около 124 млн тонн, что примерно соответствует средним показателям за последние пять лет.

По словам директора по развитию агрохолдинга «ДонАгро» Алексея Зайцева, из-за пошлин производители задумываются о переходе на другие культуры, которые не облагаются тарифами, но быстро это сделать невозможно из-за севооборотов. Тем не менее многие хозяйства переходят на более маржинальные культуры, например лен.

– Сильнее всего пошлины сказываются на экспорте пшеницы, – отметил Зайцев. – Доля России на мировом рынке может снизиться. Уже сейчас сокращается экспорт в такие ключевые страны, как Египет и Турция, хотя мы стали больше зерна поставлять в Иран. По сравнению с украинской или даже выращиваемой в странах Евросоюза, российская пшеница неконкурентоспособна.

Зайцев отметил, что пошлины не возвращаются к производителю через механизмы госфинансирования. Обратно приходит всего около 340 руб. на тонну произведенной продукции (при стоимости тонны российской пшеницы более 20 тыс. руб.). Рост цен на зерно между тем не компенсирует в полной мере резкого увеличения затрат на удобрения и другие материалы, которые в последние год-полтора подорожали в два раза или даже больше. В итоге рентабельность снижается и в отдельных случаях даже падает ниже нуля.

Пошлины были приняты как механизм защиты наименее обеспеченных слоев населения, по которым рост цен на продукты питания бьет сильнее всего. Продовольствие в затратах домохозяйств в России составляет 32,5%, но для малообеспеченных эта доля может расти в разы. Государственное регулирование отрасли – не только пошлины, но и регулирование цен – вредит в первую очередь производителям, так как ритейлеры могут переключиться на другие виды товаров, приносящие большую прибыль. У аграриев такой опции зачастую нет .

По мнению главного экономиста «Эксперт РА» Антона Табаха, адекватной заменой нынешней системы регулирования могло быть введение продовольственных сертификатов для малоимущих. На данный момент численность населения в России с доходами ниже прожиточного минимума составляет около 18 млн человек, или 12,1% от общей численности. В некоторых регионах (Тыва, Ингушетия) она превышает 30%. Табах отметил, что существующая в США программа фудстемпов (в прошлом году затраты на нее составили 74 млрд долл.) пользуется традиционно большой популярностью у американских фермеров, которые имеют гарантированный рынок сбыта продукции. В России попытались принять схожий закон в конце 2020 г., но он был отвергнут в первом чтении.

АМЕРИКАНСКАЯ ПРОГРАММА ЛЬГОТНОЙ ПОКУПКИ ПРОДУКТОВ, ИЗВЕСТНАЯ КАК ПРОГРАММА ВЫДАЧИ ПРОДУКТОВЫХ ТАЛОНОВ (АНГЛ. FOOD STAMPS) – ОДНА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ, НЕ ИМЕЮЩИМ ДОХОДОВ ИЛИ ИМЕЮЩИМ НИЗКИЕ ДОХОДЫ. 

Добавить комментарий